Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Detaly.co.il: «За что немцы вас так ненавидят?»



18 февраля 1943 года японское военное командование объявило о создании в Шанхае "Особого района для беженцев, не имеющих гражданства". В течение трех месяцев им следовало переселиться в квартал Хункоу, расположенный на севере города. Под эвфемизмом "особый район" подразумевалось обычное еврейское гетто. Других беженцев без гражданства в Шанхае в то время, в общем, и не было. Хотя шанхайское гетто имело, конечно, свои особенности.

Японские власти пошли на этот шаг под нажимом немецких союзников. Сами они к евреям относились достаточно равнодушно. И, вторгаясь в Китай, вовсе не думали, что им придется заниматься решением еврейского вопроса. Однако ситуация сложилась так, что японцам пришлось разбираться и с этой проблемой.

Еврейские беженцы как зеркало русской революции

Первые евреи появились в Шанхае еще в середине XIX века. Это были, в основном, сефарды, начавшие прибывать сюда из Ирака, Индии и Египта. К переселению в Шанхай их подтолкнуло открытие местного порта для европейских судов – это сулило коммерсантам выгодные сделки и быстрые прибыли.  В 1862 году в городе появилось первое еврейское кладбище, в 1887 году была построена первая синагога.

В 1907 году в Шанхае возникла ашкеназская община. Ее основали евреи, которые бежали на Дальний Восток от погромов, сопровождавших первую русскую революцию. После 1917 года община получила пополнение при сходных обстоятельствах. В России снова произошла революция, и снова начались погромы. На этот раз ситуация усугублялась еще и жестокой Гражданской войной, бушевавшей от "черты оседлости" до Дальнего Востока. К середине 20-х годов в Шанхае насчитывалось уже более 4000 евреев.

С приходом к власти нацистов в Германии в Китай вновь потянулся поток еврейских эмигрантов. Сначала их счет шел на единицы, однако с каждым годом беженцев становилось все больше и больше. Для въезда в Шанхай не требовалось виз, и для евреев, искавших любую возможность для того, чтобы покинуть нацистскую Германию, это был выход. Но решиться на переезд в Китай, столь далекий и столь непохожий на Европу, было нелегко. До сентября 1939 года в Шанхай прибыли около 17 000 эмигрантов из Германии и Австрии. С началом Второй мировой войны по их пути последовали и польские евреи – те, кому посчастливилось покинуть оккупированную нацистами территорию.

Среди прибывших в Шанхай беженцев оказалась и знаменитая Мирская йешива в полном составе. Это было одно из самых известных еврейских учебных заведений того времени. Местечко Мир, расположенное к юго-западу от Минска, в период между двумя мировыми войнами входило в состав Польши. В сентябре 1939 года, после того, как в Западную Белоруссию вступили советские войска, йешива была закрыта. Над всеми социально чуждыми элементами нависла угроза немедленного ареста. Раввины и студенты спешно перебрались из Мира в Вильнюс, переданный Советским Союзом пока еще независимой Литве. Их примеру последовали тысячи других жителей поделенной между Германией и СССР Польши.

От кого спасал евреев "японский Шиндлер"

Литовское правительство разместило йешиву в городе Кедайняй. Занятия возобновились в помещении городской синагоги, где за 200 лет до этого учился сам Виленский гаон. Однако летом 1940 года Литва была присоединена к Советскому Союзу. Над еврейскими беженцами, как и над тысячами других литовских граждан, вновь навис дамоклов меч НКВД.

После того, как Литва стала частью СССР, от всех иностранных дипломатов потребовали покинуть страну. Однако некоторым из них удалось задержаться. К этим дипломатам и ринулись за помощью тысячи людей, стремившихся любой ценой покинуть Советскую Литву. Первым им протянул руку консул оккупированных Германией Нидерландов Ян Звартендейк. Он начал выдавать всем желающим справки о том, что для въезда на территорию голландских колоний в Южной Америке – Кюрасао и Суринам – не требуется виз. Однако попасть туда через охваченную войной Европу было невозможно. Советский Союз обладателям хилой голландской справки разрешения на транзит не давал.

Тогда на помощь беженцам пришел японский дипломат Тиунэ Сугихара. Он стал выдавать им транзитные японские визы, якобы для дальнейшего следования на Кюрасао и в Суринам. С такими документами беженцы могли пересечь территорию Советского Союза и сесть во Владивостоке на отправляющийся в Японию пароход. Менее, чем за месяц – с 31 июля по 28 августа 1940 года – Сугихара выписал 2139 виз.

Учитывая, что виза выдавалась на семью, с их помощью Советскую Литву покинули не менее 6000 человек. Среди них были и руководители и учащиеся Мирской йешивы. В 1985 году Тиуэна Сугихара был удостоен звания "праведник народов мира" и его стали называть "японским Шиндлером". Спасая евреев от преследований советского режима, он, сам того не подозревая, спас их от предстоящей немецкой оккупации.

Евреи без гражданства перебираются в гетто

Обустроиться на новом месте беженцам было непросто. Немецкие и австрийские евреи, приезжавшие в Шанхай, еще привозили с собой какие-то деньги и вещи. У польских евреев, сумевших добраться до Китая, зачастую не было и гроша за душой. Община помогала им, как могла, но ее возможности тоже были ограничены. Существенный вклад в решение этой проблемы внесла организация "Джойнт". В мае 1941 года в Шанхае была открыта бесплатная столовая для нуждающихся евреев. Ежедневно здесь получили порцию горячей еды около 8000 человек.

Когда в декабре 1941 года Япония вступила в войну с США, деятельность всех американских организаций на занятых японскими войсками территориях была запрещена. Однако глава представительства "Джойнта" в Шанхае Лоры Марголис, проявив незаурядные мужество и настойчивость, сумела, в порядке исключения, выбить разрешение на продолжение своей гуманитарной миссии. Лишь 18 февраля 1943 года, одновременно с решением о создании гетто в Шанхае, японские власти окончательно запретили деятельность "Джойнта". Лора Марголис, как американская гражданка, была интернирована. В сентябре 1943 года ей удалось вернуться на родину в рамках обмена пленными между США и Японией.

А шанхайские евреи без действительных паспортов – главным образом, беженцы из Германии и Австрии, лишенные гражданства своих стран, а также беженцы из Польши – начали перебираться в квартал Хункоу. На сборы японские власти предоставили им три месяца. "Особый район" занимал площадь чуть более двух квадратных километров, и там проживали около 100 000 китайцев. В отличие от гетто, создаваемых немцами в Европе, японцы не стали выселять местных жителей из отведенного евреям квартала. Таким образом, после переселения "не имеющих гражданства беженцев" в Хункоу стало еще теснее.

Условия жизни в гетто были тяжелые. С наступлением темноты начинал действовать комендантский час, для посещения других районов Шанхая требовался специальный пропуск. Люди ютились по несколько семей в небольших домах. Санитарные условия оставляли желать лучшего даже по сравнению с другими районами Шанхая. В то же время гетто никак не было изолировано от остального города – оно не было окружено ни стеной, ни забором. Благодаря этому сюда время от времени поступали продукты и медикаменты. В гетто продолжали работать пекарни, магазины и рестораны. Но на всех работы и хлеба все равно не хватало.

Конец "особого района"

Тем временем, нацистская Германия продолжала требовать от Японии ужесточения политики, направленной против евреев. В частности, немцы настаивали им на выдаче беженцев – обладателей германских и австрийских паспортов. Нацисты утверждали, что эти люди представляют угрозу для безопасности как Германии, так и Японии.

Однако японские власти не спешили с выполнением этих требований. Сам их смысл был им не очень понятен. В середине 1943 года военный губернатор Шанхая пригласил к себе лидеров еврейской общины и прямо спросил их: "За что немцы вас так ненавидят?" Раввин Шимон Шолом Калиш – один из спасенных "японским Шиндлером" беженцев – обратился к переводчику на идиш: "Скажи ему, что нас не любят за то, что мы маленькие и черноволосые". По свидетельству очевидцев, услышав этот ответ, губернатор неожиданно улыбнулся. Неизвестно, о чем он подумал в этот момент, но, так или иначе, ни один еврей, находившийся в Шанхае, немцам выдан не был.

В 1944 году американская авиация начала бомбардировки Шанхая. В гетто не было бомбоубежищ. Спасаясь от налетов, его жители стали рыть импровизированные укрытия. До поры до времени беда обходила их стороной. Но 17 июля 1945 года в ходе бомбардировки в гетто были полностью разрушены несколько домов. 38 человек погибли, около 100 были ранены.

Шанхайское гетто просуществовало до 3 сентября 1945 года, когда город был освобожден от японцев армией Чан Кайши. За два с половиной года около 2000 его обитателей погибли от болезней и недоедания.

После освобождения кто-то из жителей гетто засобирался обратно в Европу, кто-то – в США, но большинство не торопилось покидать Шанхай. Однако с образованием Государства Израиль шанхайские евреи начали активно перебираться с Дальнего Востока на Ближний. Этот процесс получил дополнительное ускорение после того, как в мае 1949 года Шанхай был захвачен коммунистическими войсками. К 1957 году в городе осталось лишь 100 евреев.

В настоящее время еврейская община Шанхая насчитывает около полутора тысяч человек. Территорию бывшего гетто почти ежедневно посещают группы иностранных туристов. В городе действуют синагога, еврейский центр и музей истории местной еврейской общины.

Борис Ентин, «Детали»

Tags: Япония, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Япония” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments