В 1978 году президент Соединённых Штатов Джимми Картер пригласил Садата и Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, в свою загородную резиденцию, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора.
Таким образом, в 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде состоялось заключение предварительного соглашения между Египтом и Израилем.
26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне египетско-израильский мирный договор, положивший конец военному противостоянию между этими странами и установивший между Израилем и Египтом дипломатические отношения, а также экономические связи.
Однако, по условиям этого договора израильтяне должны были оставить многие населенные пункты, поселения и иные объекты инфраструктуры. Но не всем таким объектам было суждено административно возвратиться в Египет вместе со всем полуостровом.
****************************************
Одни из таких городов, построенных израильтянами после завовевания Синайского полуострова, был Ямит (ивр. ימית, «морская» — публичные территориальные образования на иврите в женском роде).
Расположенный южнее сектора Газа, Ямит был задуман как крупный город-порт, который к началу двадцать первого столетия должен был насчитывать около 250 тысяч жителей. Его местоположение могло сделать его буфером между Сектором Газа и Синайским полуостровом (читайте — территорией Израиля). Несмотря на наличие нового, относительно доступного жилья, количество поселенцев оказалось недостаточным, чтобы город стал и морским портом, хотя на это были большие планы (создания крупного порта, такого как в Хайфе).
Предназначением Ямита должно было также стать размещение будущих волн репатриации евреев, представители которых должны были занять важную нишу в жизни города.
Основными направлениями экономики должны были стать туризм, промышленность и транспорт (аэропорт, морской порт и сухопутный транспортный узел). Вместе с этим, Ямит был задуман, как экономический центр, который со временем обеспечил бы ему статус центрального израильского поселения на Синае. Основными занятиями населения были обслуживание туристов, рыболовство, цветоводство.
До начала строительства города после Шестидневной войны, на его месте был лишь участок песков между поселениями Садот и Натив-Асара. Кроме бедуинов, время от времени проходивших мимо, там никого не было. Также нет сведений и о древних поселениях, находившихся на месте будущего города. В январе 1972 по решению правительства Израиля изгнаны бедуины, кочевавшие в этой части пустыни и уже в сентябре 1973 года было принято решение о создании города. После ВСД, в 1974 началось его заселение. Главными сторонниками строительства Ямита были Моше Даян и Исраэль Галили.
Вспоминает житель города Ямит, Александр Баршай: «Нас, первых жителей нового города было примерно 50-60 семей – наша, русская агуда, группа «американцев», несколько семей из Аргентины и несколько – коренных израильтян. Было построено пять-шесть десятков типовых сохнутовских домиков и школа, заложены большой торговый центр – супермаркет, несколько магазинов, а также матнас, детский сад, синагога и йешива, спортивный комплекс с бассейном, поликлиника. Дома были, в общем-то, обычными – квартира из трех комнат, кухни, ванной и всеми другими удобствами – газ, вода, электричество, солнечные бойлеры и так далее. Необычной была планировка города. Все дома были развернуты и поставлены так, что внутригородское пространство оставалось совершенно свободным от автомобильного движения. Там шли дорожки между домами, было множество детских и спортивных площадок, сквериков, клумб, цветников, зеленых уголков, которые буквально в первый же год, благодаря капельному орошению, поднялись, расцвели, зазеленели…
Надо сказать, что квартиры в Ямите не сдавались в аренду, не выдавались бесплатно. Их надо было покупать. Причем, цены на них были ничуть не ниже, чем в центре страны. Нам, к примеру, чтобы купить квартиру в Ямите, пришлось продать свою в Иерусалиме. Впрочем, отсутствие квартиры на «материке» - в Израиле – было основным условием получения, так сказать, ямитского гражданства…
В Ямите был замечательный, уникальный микроклимат. Город стоял на берегу моря, но влажности мы не ощущали. Там в любое время года было сухо и не очень жарко. Зима была очень мягкая, а летом постоянно, как по расписанию, дул ветер. Словом, это была благодать.»
****************************************
Однако, наслаждение жизнью на вновь обретенной земле продлилось не долго.
В соответствие с положениями Кэмп-Дэвида, эта территория должна была быть возвращена Арабской республике Египет. И вот тогда мирная жизнь города рухнула, началась принудительная эвакуация горожан на территорию Израиля.
В 1976 году в Яммите жили 1,5 тысячи человек, в 1979 году уже 2 тысячи жителей.
Согласно договору между Израилем и Египтом, последний должен был уплатить $80 млн за дома и инфраструктуру Ямита. Тем не менее в последний момент израильский премьер-министр Менахем Бегин (а не Ариэль Шарон, как иногда можно слышать) принял решение уничтожить поселение.
По словам израильского посла в Египте в то время, Моше Сассона, Бегин опасался, что израильские поселенцы втихаря вернутся в свои дома, что приведет к столкновениям между ними и египтянами.
Депортация была произведена 23 апреля 1982 года. Большинство поселенцев покинули город «по собственному желанию» (получив соответствующую материальную компенсацию).
Однако правые израильские активисты забаррикадировались в домах, эвакуация вылилась в насильственное противостояние сторон.
Египтяне не заселили район Хевел-Яммит; сельскохозяйственные угодья пришли в запустение, территория населенных пунктов заброшена, руины зданий заносят пески.
Доступ к разрушенному городу затруднен из-за позиции властей АРЕ (на северо-востоке Синая проводится контр-террористическая операция).
Статья подготовлена Vlad Maximenko специально для паблика Арабо-израильские войны 10.01.2020 г.
Journal information