Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Книга нигуним





Об истории выпуска сборника хабадских нигунов и о хасиде Шмуэле Залманове, который был избран для миссии по спасению нигуним от забвения.

«Тот, кто хорошо разбирается в музыке, лучше понимает хасидут»

Хасидский раввин Гилель Паричер




Представьте картинку: 1960-е годы, Америка, типичная студия звукозаписи. С одной стороны стеклянной стенки к записи готовится профессиональный техник, с другой – исполнители: певец и пианист-аккомпаниатор. Нет, это не знаменитый поп-певец или иная «звезда», а густобородый еврей-хасид, чей невыразимо деревянный голос ко всему дополнен чудовищным сочетанием русского и идишского акцента. «Первый – без названия», – заявляет техник. «А вы... а?» – удивляется хасид. «Пой первый». Слышен легкий вздох, пианино начинает играть, хасид заводит своё «Ой йой, ой, ой, ой-йой». Перерыв. «Второй», – командует техник, снова слышно пианино, хасид прочищает горло, запись продолжается.

Описанная выше сцена, одна из многих, доступна на пленках из коллекции Залманова в звуковом архиве Национальной библиотеки Израиля. Эти ленты для катушечных магнитофонов включают в себя записи, сделанные Шмуэлем Залмановым, который был назначен главным исполнителем осуществления проекта, известного как Sefer HaNiggunim («Книга нигунов») хасидов Хабада.

Что это такое? Это трехтомный сборник сотен нигунов, собранных и отредактированных командой шестого Ребе – рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона (в сокращении – Rebbe RaYYaTz). В книге собраны транскрипции нигунов, преамбулы и объяснения к ним.

Schnersohn.jpg\\

Портрет раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона, инициатора проекта «Книга Нигуним». Фото: из коллекции Швадрон, Национальная библиотека Израиля

В статье на иврите «Миссия от Rebbe Rayatz: сбор и сохранение хабадских нигунов» музыкант Лев Лейбман рассказывает об истории создания Книги нигуним; как в 1935 году хасид-хабадник Шауль-Дов Зислин написал раввину Шнеерсону, что, возможно, пришло время записать нигуны Хабада в письменной форме:

«Мне так грустно видеть членов нашего движения, на вечеринках начинающих нигун, и нет никого, кто мог бы его закончить, или они даже не знают, как начать с самого начала и начинают играть лишь с середины, и не дай Б-г, если они не спасены от этого сейчас, и не дай Б-г, когда-нибудь не останется вообще никого, кто знает нигуним. И Йехиэль Гальперин сказал мне, что, если бы он получил разрешение от нашего Ребе, он выполнил бы мою просьбу документировать их все (и не только нача́ла!), и даже если они не были опубликованы, то, по крайней мере, они будут спасены от забвения, не дай Б-г».

Вслед за письмом записанные хасидом Иехиэлем Гальперином ноты были отправлены раввину Шнеерсону. В ответ тот обеспокоенно посоветовал: «Те, кто знает, как здесь играть, не смогли их прочитать. Купите хорошую бумагу и запишите их аккуратно, и, возможно, кто-то в вашем окружении знает, как правильно их писать; в этом случае я бы попросил его написать под вашим надзором».

Прошло девять лет, и в 1944 году раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон пишет Шмуэлю Залманову:

«Необходимо заказать буклет нигуним хасидских евреев Хабада, собрать старые нигуним, очистить их от ошибок с помощью студентов «Томхей Тмимим» («поддерживающие непорочных», ешива, созданная Пятым Любавическим Ребе в 1897 году. – Прим. М.Я.) и пожилых хасидов, которые изучали Любавичское учение, записать их нотами с помощью экспертов и организовать их печать».

Schnersonletter.jpg

Письмо раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона хасиду Шмуэлю Залманову. Из семейного архива

Шмуэль Залманов был выбран не случайно. Он имел очень близкие отношения с ребе Йосефом Ицхаком Шнеерсоном; был эрудированным интеллектуалом, широко образованным исследователем Торы, директором ешивы в Варшаве и Вильно, chozer’ом (в хабадской терминологии – хасид с хорошей памятью и глубоким пониманием хасидута, который запоминает проповеди Ребе, прочитанные в Шаббат и на праздники, когда их нельзя записать в письменной форме), и имел развитый музыкальный талант, хотя и не знал нот.

Ребе хорошо знал об этом недостатке Залманова. Выбор человека, умевшего сохранять устную традицию в голове, был сознательным и намеренным. В хасидской традиции считается, что как письменный язык ограничен по сравнению с речью, написание нот тоже ограничивает возможности пения. Напротив, человек, который постоянно слушает музыку и интуитивно ее исполняет, достигнет самых точных результатов.

Послушайте нигун «Душа спускается в тело» в исполнении Шмуэля Залманова.

2.jpg

Реб Шмуэль Залманов. Фото: из семейного архива

Первый том «Книги нигуним» был опубликован в 1948 году в Нью-Йорке издательством «Нихо'ах» (аббревиатура от Нигуней Хасидей Хабад). Том содержал 175 хабадских нигунов.

4-1.jpg

Список нигунов руки Шмуэля Залманова. Из коллекции Залманова в звуковом архиве Национальной библиотеки Израиля

Зять и преемник раввина Шнеерсона, седьмой ребе династии раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, попросил Залманова продолжить проект следующим образом: «Тот, кто начинает совершать доброе дело, получает указание завершить его». Одновременно с записью нигунов в письменном виде ребе Менахем-Мендл Шнеерсон попросил Залманова сделать их аудиозаписи и выпустить на пленках и пластинках.

Работа Залманова над изданием третьего тома была прервана его смертью в Иерусалиме в 1975 году. Его сын, раввин Исраэль Йосеф Залманов, понимая важность этого проекта, продолжил его, и в 1980 году был опубликован третий, огромный, том, содержащий 137 нигунов.

Исследователь хасидской песни и сотрудник отдела музыки и звукового архива в Национальной библиотеке Матан Выгода объясняет: «Важно понимать контекст, в котором была создана «Книга Нигуним». На мой взгляд, невозможно отделить это предприятие и проект от связи с войной, с Холокостом. Трагедия была настолько глубока, что лидеры боялись, что целые традиции исчезнут или будут искажены. «Книга нигуним» собиралась с сильным чувством, что это – спасательная миссия. Кроме того, это тщательная, абсолютно научная работа.

Мария Якубович


Tags: История и культура, евреи, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments