Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Detaly.co.il: Слово, вызвавшее ярость израильской цензуры 70 лет назад




70 лет назад, когда еще не закончилась Война за Независимость, государственные инстанции нашли не менее важный вопрос, который необходимо решить. «Совет по контролю кинофильмов и спектаклей», более известный под неофициальным названием «цензура», созвал специальное заседание. На повестке дня стоял вопрос «Строгий выговор Камерному театру за употребления слова «помочиться» в спектакле без официального разрешения государства».



С позиций нашего времени эти дебаты кажутся пародией, которую можно превратить в комедию на сцене того же театра. Но сейчас, в честь 75-летия Камерного театра, опубликованы документы из государственного архива, из которых видно, что тогда это был действительно принципиальный вопрос, по которому велись острые дебаты.

«На своем заседании Совет постановил объявить вам выговор за изменения, внесенные вами в первоначальный текст пьесы «Ночи гнева» в нарушение статьи 3 параграф 4 Указа о публичных демонстрациях от 1927 года», - говорится в письме, которое было отправлено в театр 1 июля 1949 года.

Оказалось, что после того, как театр получил разрешение на показ спектакля, в текст одного из диалогов пьесы было добавлено слово «помочиться». «Вы должны немедленно убрать это слово из пьесы», - потребовал Совет.


Краткое ответное письмо было подписано актером Йосефом Ядиным, братом Игаэля Ядина, который стал начальником генштаба ЦАХАЛа через несколько месяцев после этого. Ядин написал, что слово «помочиться» есть в ТАНАХе, и даже привел несколько примеров из I и II Книги Царств. Поэтому он заключил: «Мы не видим причин, чтобы не использовать это слово на сцене. В нем выражается биологическая потребность, которую чувствует каждый смертный, а законы природы не следует игнорировать или отрицать. Мы считаем, что это слово не имеет отношения к военным секретам и не должно быть предметом рассмотрения для цензуры, ведь оно не может поставить под угрозу безопасность населения».

Протокол заседания Совета, которое состоялось 28 июля, рассказывает, что один из участников заявил, что специально перечитал пьесу и пришел к выводу, что слово «помочиться» не несет никакой смысловой нагрузки. «Выражение о мочеиспускании не обусловлено реалиями пьесы, это только умаляет хороший литературный вкус», - сказал он. Однако, по его словам, «это слово не является нецензурным, поэтому его использование не может быть запрещено». Совет также обратился за консультацией к внешнему эксперту - поэту и драматургу Аарону Ашману. «Пожалуйста, выскажите свое мнение о спектакле в письменном виде. Как вы думаете, следует ли оставить в тексте пьесы слово «помочиться»?» - попросили его, согласно протоколу заседания.

Ашман ответил: «Не знаю, стоит ли из-за такого «фатального» слова поднимать бурю. Каждый пастух знает свое стадо. Они знают свою публику и понимают, чем ее заманить на спектакль, что воздастся им материально».

В конечном итоге, государство разрешило использование слова «помочиться», но председатель Совета Яков Кисилов предписал Камерному театру: «Запрещается вносить какие-либо изменения в текст пьесы после его утверждения Советом без специального разрешения».


Это дело хранится в госархиве в течение 70 лет и будет опубликовано на следующей неделе на сайте архива вместе с подборкой документов, в которых отражены первые годы существования театра. Просмотр этих документов создает увлекательную картину истории страны глазами театра.

После создания государства Камерный театр обратился в министерство финансов с просьбой о дотациях на следующих основаниях: «Низкий уровень жизни актеров не позволяет театру достичь того художественного уровня, к которому он стремится». Десять лет спустя отношения между театром и государством были на пороге взрыва, и налоговое управление угрожало театру уголовным преследованием. «Мне кажется, что этот шаг может расшевелить их. Может быть, он внедрит в их творческие мысли разные прозаические проблемы жизни в Государстве Израиль, например, уплату налогов», - написала по этому поводу в министерство финансов начальник налоговой службы.

В архиве сохранились и свидетельства других проблем в жизни театра. Например, иск против актера-статиста, который внезапно ушел со сцены во время спектакля, нарушив условия трудового соглашения. В ответном письме адвокатов актера говорилось, что в течение шести месяцев он играл роль лошади в спектакле «Эквус». «Роль, которую я должен был играть, заключалась в непрерывном сидении на сцене в одной позе в течение двух с половиной часов почти без движения», - объяснил он.

Офер Адерет, «ХаАрец»
Tags: Израиль, Искусство, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments