Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

История потопление ЦАХАЛем «Эль-Амир Фарук», флагмана ВМС Египта, 22.10.48

Несколько дней тому назад исполнился 71 год потоплению спецназом ВМС Израиля корабля «Эль-Амир Фарук» (он же «Эмир Фарук»), флагмана ВМС Египта, во время войны за Независимость 1947-1949 гг. Данная операция – пожалуй самая существенная, выполненная ВМС Израиля в ходе войны, и наверное наиболее хорошо известная.





Какой корабль потопили?

Во многих источниках «Эль-Амир Фарук» называют «эсминец» (например, на сайте АОИ, на иврите – «Машхетет») и даже «крейсер». Реально, корабль относился к классу «шлюп» (sloop, sloop-of-war). Данный класс был принят во флоте Великобритании с начала 18 и по середину 19 веков, речь идёт о небольших парусных (а затем парусно-паровых) военных кораблях, аналог корветов в ВМС ряда других стран. Использовалась такая классификация и в ВМС США, в России же шлюпами называли  вспомогательные (не боевые) военные парусные корабли.

С переходом на полностью паровые корабли шлюпы исчезают и вновь возрождаются в годы Первой Мировой войны. Тогда они играют роль конвойных (convoy sloop или escort sloop), патрульных (patrol sloop) и минно-тральных (minesweeping sloop) кораблей. Постепенно минно-тральные шлюпы стали называть просто тральщиками (minesweeper), а конвойные шлюпы – корветами. Строительство же патрульных шлюпов продолжалось до конца Второй Мировой войны.
С возрождением подводного флота Германии в 30-е гг. на первый план для Великобритании выходит угроза ПЛ торговому судоходству. Было ясно, что эсминцы (destroyer) слишком дороги и малочисленны для обеспечения потребностей противолодочной обороны (ПЛО), поэтому в конце 30-х гг. началось строительство нового класса кораблей, эскортных эсминцев (destroyer escort). Параллельно им продолжалось строительство шлюпов. Когда же началась Вторая Мировая война и потребности ПЛО потребовали ещё больших усилий, шлюпы и эскортные эсминцы начали постепенно уступать место ещё более дешёвым и специализированным кораблям – корветам (малые противолодочные корабли) и фрегатам (большие противолодочные корабли). В 1948 г. все оставшиеся на вооружении Великобритании шлюпы и корветы переклассифицировали в фрегаты. В советском флоте аналогичные шлюпам корабли классифицировались как сторожевые, так что источники, называющие «Эль-Амир Фарук» сторожевым кораблём (сторожевиком) – вполне правы.

Ещё одно замечание о шлюпах в связи с Египтом и Израилем. В годы Второй Мировой войны основным классом шлюпов Великобритании был Black Swan class, а затем его модернизированный вариант – Modified Black Swan class. Строились они с 1938 г., всего было построено 37 кораблей: 12 Black Swan и 25 Modified Black Swan. Один из кораблей класса Black Swan, U29 Whimbrel, был в ноябре 1949 г. передан Египту, где получил название El Malek Farouq, а в 1954 г. был переименован в Tarik. Данный корабль всё ещё числится в составе ВМС Египта как фрегат F931 Tariq, в категории «учебные корабли». Так вот, именно с этим Tariq сражалась израильская ПЛ Ц-71 «Танин» (тип S) 06.06.67, во время Шестидневной войны: она выпустила по нему 4 торпеды типа Mark 8 в районе Александрии, но не попала. Тот, в свою очередь, забросал «Танин» несколькими сериями глубинных бомб, но также не попал.

И ещё одно замечание, на этот раз об упомянутых выше эскортных эсминцах. Великобритания строила один класс таких кораблей, Hunt class, конструкция базировалась на эскортных шлюпах типа Bittern (3 построены в 1934-1937 гг.). Hunt строились крупной серией, между 1939 и 1943 гг. в строй были введены 86 таких кораблей, 23 из них потеряны в ходе Второй Мировой войны. В 1949-1950 г. два корабля первой серии (1940 г. постройки) продали Египту. Mendip продали в 1949 г., стал называться Mohamed Ali el Kebir (с 15.11.49), Cottesmore – в 1950 г., стал называться Ibrahim el Awal (с 20.04.50). Если Википедия не врёт, в 1951 г. имена кораблей зачем-то взаимно поменяли: Mohamed Ali el Kebir стал Ibrahim el Awal, а тот – соответственно Mohamed Ali el Kebir. В дальнейшем Mohamed Ali el Kebir был переименован ещё раз, в Port Said, списан в 1972 г.

Куда более интересна история Ibrahim el Awal. Во время войны 1956 г. этот корабль обстрелял Хайфу (30.10.56), был атакован израильской авиацией, повреждён, а затем захвачен ВМС Израиля (31.10.56). После ремонта состоял на вооружении ВМС как К-38 «Хайфа», списан в 1968 г., потоплен на испытаниях ПКР «Габриэль» 07.04.69, в 35 милях к западу от Хайфы. Кстати, потопил его ракетный катер С-322 «Хайфа» типа «Саар-2» – первый «Саар», получивший ПКР.

Возвращаюсь к «Эль-Амир Фарук». Он был спущен на воду в 1926 г. на верфи Hawthorn Leslie в Тайнсайде, Великобритания. Первоначально являлся грузо-пассажирским гражданским судном, в 1936 г. переоборудован в военный корабль, близкий по конструкции к британским шлюпам типа Flower, но с иной силовой установкой и вооружением. Его водоизмещение составляло 1,441 тонн, длина – 75.3 м, скорость – 17 узлов, экипаж – 70 человек. Согласно Википедии на английском, вооружение включало одну 57-мм пушку (6pdr Hotchkiss Mk I) и четыре 7.7-мм пулемёта (0.303 дюйма). Однако, на октябрь 1948 г. оно было более мощным –одна 3-х дюймовая (76.2-мм) пушка (некоторые источники говорят о 2-4 пушках «главного калибра»), четыре 20-мм автоматических пушек «Эрликон» и пулемёты. Данный корабль участвовал в боевых действиях против Израиля с 15.05.48.

Кроме потопления «Эль-Амир Фарук», в той же операции был повреждён тральщик типа BYMS. Речь идёт о деревянном тральщике водоизмещением 274 тонны, строились в 1941-1943 гг. в США и передавались Великобритании по программе ленд-лиза. Всего было передано 150 таких тральщиков. Несколько из них впоследствии достались Египту.

Кто провёл операцию по потоплению «Эль-Амир Фарук»?

Спецназ ВВС Израиля, 13-я флотилия («Шаетет-13», «hа-Командо hа-Ями», далее Ш-13), был создан 01.01.50. Но небольшие диверсионные подразделения существовали в ВМС и его предтече – ПАЛьЯМ – морских ротах ПАЛьМАХ (регулярные части организации еврейской самообороны «Хагана», существовал в 1941-1948 гг., ПАЛьЯМ – в 1943-1948 гг.) и ранее.

В годы Второй Мировой войны несколько мобилизованных евреев Эрец-Исраэль были направлены в подразделение комбинированных операций (Combined Operation, «Йехидат hа-Мивцаим hа-Мешулавим») ВМС Великобритании. Задача подразделения – высадка с моря и диверсии на прибрежных объектах. Среди них был и Давид Фрумер (1920-2000), впоследствии один из создателей морского диверсионного звена ПАЛьЯМ. Впоследствии служил в Ш-13, в т.ч. был исполняющим обязанности командира флотилии в 1960 г.

В 1945 г. командир ПАЛьЯМ Авраам Закай (1923-1989) уговорил Йохая Бен-Нуна (1924-1994), отслужившего в ПАьМАХ в 1942-1944 гг., вернуться на службу, на этот раз в ПАЛьЯМ, и создать в его рамках морское диверсионное звено («hа-Хулия ле-Хабала Ямит»). Задача звена – проводить диверсии против ВМС Великобритании, блокировавших побережье Эрец-Исраэль для нелегальной еврейской репатриации («hа-hаафаля»). После принятия ООН решения о разделе Палестины (29.11.47) подобные операции прекратились и звено было распущено.

Однако, один из ветеранов звена, Йосеф (Йосле) Дрор (1925-1976), использовал накопленный опыт «звена» для диверсии против грузового судна «Лино» в итальянском порту Бари. Судно везло оружие и боеприпасы в Сирию и было успешно потоплено 10.04.48. После этого «звено» было воссоздано в Европе, командиром был Амнон Йона, Дрор – заместителем. В августе 1948 г. Дрор вернулся в Израиль и возглавил израильское звено такого же назначения, его база была в Кейсарии. Среди операций звена – первая попытка потопить «Эль-Амир Фарук» у побережья Газы (неудачно из-за отсутствия точных разведданных) и повреждение «Игрис» в порту Бейрута (удачно; «Игрис» было вспомогательным судном Кригсмарине, среди прочего служило яхтой Гилера под названием Grille, после войны было разоружено и продано ливанскому торговцу; тот намеревался перепродать его в Египет для усиления ВМС). Замечу, в тот период ни ребризеров, ни аквалангов на вооружении не имелось – методика диверсий заключалась в достижении цели вплавь с берега или после высадки с лодки и закрепление на днище или борте цели самодельной мины с временным взрывателем.

В августе 1948 г. Гершон Зак (1909-1989), командующий ВМС Израиля (в тот период назывался «Морская служба» – «Шерут hа-Ями», название «Хейль hа-Ям» было принято в марте 1949 г.), предложил премьер-министру и министру обороны Давиду Бен-Гуриону создать ещё одно подразделение морского спецназа, на этот раз для работы с закупленными в Италии взрывающимися катерами типа MTM. Бен-Гурион согласился, подразделение было создано, его база была в порту Яффо. Возглавил его Йохай Бен-Нун.

Взрывающиеся катера были разработаны в годы Второй Мировой войны для нужд итальянского морского спецназа – 10-й флотилии MAS (Decima Flottiglia Motoscafi Armati Siluranti, т.е. 10-я флотилия штурмовых средств). Использовалось несколько модификаций катеров: MT, MTM, MTR. В 1948 г. израильские представители обнаружили катера версии MTM в Италии. На август 1948 г. в Израиль прибыли 6 катеров, далее – ещё 4. Впоследствии их строили уже в Израиле.

Катер MTM имел водоизмещение 1 тонну, длину 5.62 м, нёс 300 кг ВВ (в некоторых израильских источниках речь идёт о 250 кг, тем не менее, большинство говорит о 300 кг). Двигатель мощностью 95 л.с. позволял развить скорость 35 узлов. Оператор, застопорив рули, выбрасывался с катера в воду примерно в 100 м от цели.

Немаловажным приобретением стала мобилизация в качестве инструктора ветерана 10-й флотилии Фиоренцо Каприоти (Fiorenzo Capriotti, 1911-2009). Каприоти участвовал в атаке в бухте Суда на Крите (26.03.41) и в атаке на Мальту (25/26.07.41). Во время последней попал в плен. Находился в плену до марта 1946 г. – 1.5 года в Виликобритании, затем – в США. После возвращения из плена короткое время служил в ВМС Италии и в 1947 г. демобилизовался. Далее искал работу, и тут то с ним установил связь Эфраим Илин (1912-2010). На первом этапе он проверял исправность катеров MTM в Италии, в июне 1948 г. прибыл в Израиль для инструктажа работы с ними. Более того, он просил участвовать в операции, но его отговорили: в случае пленения это создало бы дипломатический скандал с Италией. Через несколько дней после операции, 27.10.48, Каприоти вернулся в Италию. Впоследствии посещал Израиль несколько раз, в т.ч. в 1952 г. находился здесь пол года, по-видимому по вопросам, связанным со спецвооружением для Ш-13. В 2002 г. опубликовал книгу мемуаров о сотрудничестве с Ш-13 – «Дневник фашиста при дворе Иерусалима» (Diario di un fascista alla corte di Gerusalemme).

Итак, «Эль-Амир Фарук» потопила группа морского спецназа во главе с Йохай Бен-Нуном, с помощью катеров MTM. Важно отметить, что в Израиле уделили большое внимание вопросу эвакуации операторов катеров после атаки, чего в Италии не делали (там операторы добирались до берега и сдавались в плен). Один из катеров MTM взрывчатки не нёс, имел экипаж из 2 человек (оператор и наблюдатель) и выполнял функцию спасательного катера. Наблюдатель имел прибор ночного видения, возможно единственный случай использования такого прибора в той войне. А на головах операторов взрывающихся катеров крепились мигающие инфракрасные лампочки. Их то и должен был высматривать в свой прибор наблюдатель. Тренировки проводились в Твери на озере Кинерет, а затем в Яффо на Средиземном море.

Для транспортировки бойцов и катеров использовался корабль К-24 «Маоз». Имел водоизмещение 800 тонн, был построен в Германии в 1931 г. как частная яхта Argosy. Позже использовалась республиканцами в Испании, с 1942 г. – в ВМС США как USS Cythera PY31. В 1946 г. куплена из избытков ВМС США американскими сионистами, получила название Abril. В 1947 г. использовалась для перевозки нелегальных репатриантов (599 человек) в Эрец-Исраэль под названием «Бен Хект». Была перехвачена британским флотом 08.03.47, под конвоем доставлена в Хайфу. Репатрианты были депортированы в лагерь на Кипре, судно поставлено на прикол в Хайфе. После создания Израиля было отремонтировано и в сентябре 1948 г. включено в состав ВМС Израиля как К-24 «Маоз». Полное водоизмещение составило 1,050 тонн. Служило в ВМС до 1955 г., затем продано частной компании в Италии. На октябрь 1948 г. кораблём командовал Мила (Шмуэль) Бренер (1921-1999). Экипаж включал 70 человек, скорость корабля не превышала 18 узлов. На корме «Маоз» можно было разместить до 6 катеров МТМ и 2 подъёмных крана. Время спуска всех катеров на воду и  их подъёма назад в случае отмены операции составляло 6 минут.

Для завершения этого раздела скажу, что 01.01.50 два подразделения морского спецназа (операторы катеров и боевые пловцы) объединили, создав Ш-13 с базой в Атлите. Йохай Бен-Нун стал командиром флотилии, Йосле Дрор – его заместителем. В том же году Дрор демобилизовался, а в 1956 г. вернулся в ВМС снова, на этот раз для создания флотилии ПЛ (7-я флотилия). Командовал флотилией в 1959-1964 гг., после чего демобилизовался из АОИ в звании подполковник. Йохай Бен-Нун в 1950 г. командовал Ш-13 недолго, но затем стал командиром повторно, в 1957-1960 гг. Далее в течении 6 лет (1960-1966) был командующим ВМС Израиля в звании генерал-майор («Алуф»).

Операция

«Эль-Амир Фарук» был потоплен вечером последнего дня операции «Йоав» (15-22.10.48), точнее сказать, уже после завершения операции, поскольку прекращение огня вступило в силу 22.10.48 в 15:00. Целями операции «Йоав» была деблокация Негева и освобождение территорий, оккупированных вначале войны армией Египта. Операция прошла успешно: Негев был деблокирован, значительные части египетской армии были до конца войны окружены в т.н. «котле Фалуджа» («Кис Фалуджа», вблизи современного Кирьят-Гата и перекрёстка Плугот), была взята Беэр-Шева.

Было известно, что «Эль-Амир Фарук» регулярно стоит на якорной стоянке вблизи Газы. Йосле Дрор со своей группой боевых пловцов 4 ночи подряд начиная с 16.10.48 выходил в море на корабле «Пальмах» с целью взорвать «Эль-Амир Фарук», однако тогда египетского корабля в районе Газы небыло. И лишь вечером 21.10.48 «Эль-Амир Фарук» прибыл к Газе в сопровождении тральщика типа BYMS (корабль вышел из Александрии и вёз на фронт пополнение: батальон пехоты, снабжение и боеприпасы). Утром 22.10.48 корабли были обнаружены авиаразведкой и был дан зелёный свет операции.

Корабли ВМС Израиля (т.н. «Большая флотилия») утром 22.10.48 были в море напротив побережья Израиля. Около полудня корабли повернули на север, затем на запад и вышли из зоны видимости со стороны побережья. Далее около 18:40 К-24 «Маоз» повернул на юг. На его борту было 4 катера МТМ: 3 ударных и 1 спасательный. Ударными катерами управляли Йохай Бен-Нун (он же командир операции), Зальман Абрамов и Яаков Варди, спасательным – Ицхак Брокман и Яаков Реитов. План был следующим: Абрамов атакует «Эль-Амир Фарук», Варди – тральщик, Бен-Нун оценит ситуацию и атакует одну из целей по своему усмотрению. Сразу вслед за этим спасательный катер подберёт всех троих из воды.

Следует отметить, что заряд ВВ катеров МТМ имел два взрывателя: ударный и временной, рассчитанный на 3 минуты. В 100 м от цели оператор, направив катер на цель и застопорив рули, включал временной взрыватель и выбрасывался на поплавке (служившем спинкой кресла оператора) в воду. Далее было необходимо забраться на поплавок и лежать на нём, чтобы избежать поражения подводной ударной волной. Чтобы не потерять поплавок в темноте, оператор был привязан к нему верёвкой.

В 21:10 катера были спущены на воду. Поскольку в темноте точное положение египетских кораблей было не видно, катера приблизились к побережью намного севернее точки предполагаемого размещения этих кораблей, а затем поплыли на юг вдоль берега, до обнаружения целей. В 22:00 катера пошли в атаку. Абрамов действовал по плану, однако Варди также атаковал «Эль-Амир Фарук». Впоследствии он утверждал, что на инструктаже было сказано, что возможно две ситуации. Первая: корабли на якоре. Тогда Абрамов атакует первую цель («Фарук»), а он, Варди, – вторую (тральщик). Если же корабли в движении и после атаки Абрамова «Фарук» остаётся на ходу, Варди также атакует «Фарук». Поскольку он видел, что «Фарук» продолжает движение, он действовал по второму плану. В любом случае, Бен-Нун, видя ошибку Варди, атаковал тральщик. Спасательный катер подобрал все троих и в 20:25 покинул район операции. Далее он вышел к «Маоз», находившемся в 10 милях от района атаки, и был поднят на борт.

Подробности по катерам. Замечу, что у всех троих произошла одна и та же поломка: поплавок, служивший спинкой кресла оператора, не высвобождался после нажатия на соответствующую рукоятку. При этом операторы были привязаны к этому поплавку верёвкой. Итак:

  • Абрамов – направил катер на «Фарук». Заранее отсоединил верёвку, по его словам у него было какое-то шестое чувство, что она может его подвести. Благополучно выбросился за борт. Катер поразил «Фарук» в районе паровых котлов. Корабль начал тонуть, выпуская столб дыма и пара.


  • Варди – также направил катер на «Фарук». При попытке выброситься за борт поплавок не освободился. Варди развернул катер, сделал круг и пошёл во вторую атаку, одновременно освобождаясь от верёвки. По пути он проплыл мимо Абрамова. Тот, думая что речь идёт о спасательном катере, пытался взобраться на него со стороны кормы. Варди объяснил ошибку и сказал, что механизм взрыва включён. Абрамов оставил катер. Варди смог снять верёвку, и начал вторую атаку, а затем выбросился в воду. Катер попал в цель вблизи носа.


  • Бен-Нун – атаковал тральщик. Тот уже заметил его и спасательный катер, пытался подсветить их прожекторами и вёл непрерывный пулемётный огонь. И у Бен-Нуна поплавок не освободился. Бен-Нун выбросился за борт и верёвка, привязанная к поплавку, тащила его вслед за катером. Лишь в 50 м от цели он смог снять верёвку. Катер попал в тральщик и вывел его из строя.


  • Брокман и Реитов на эвакуационном катере – достаточно быстро нашли Бен-Нуна, а затем Варди. Однако Абрамова никак не могли найти (его шапка с ИК-лампочкой была утеряна при прыжке в воду; море же в том районе кишело египтянами с «Фарука»). И лишь когда катер проплывал вблизи него, а Варди громко закричал на иврите «Друзья, я здесь» («Хевре, Ани По»), его заметили и подняли на борт.




Итоги атаки

«Эль-Амир Фарук» затонул в течении 5 минут после поражения. На его борту находилось более 500 человек (свыше 70 членов экипажа, в т.ч. офицеры из аристократических семей, близких к королевской семье Египта, а также батальон пехоты). Как было сказано выше, корабль вышел к побережью Газы ещё вечером 21.10.48, однако выгрузка пехоты и груза ещё не началась. Оценки числа погибших – около 500 человек. Тральщик был тяжело повреждён и впоследствии списан.

Главный итог атаки – египетский флот более практически не появлялся в районе боевых действий до конца войны. Включая период операции «Хорев» (22.12.48 – 07.01.49) против египетских войск в Газе и северном Синае.

Кстати, долгое время небыло точных данных о результатах атаки Варди. Ходили слухи, что его катер промахнулся и выскочил на берег. Временной взрыватель не сработал, египтяне нейтрализовали заряд и позже выставили катер в одном из военных музеев Египта. В 1984 г. подразделение подводных работ ВМС Израиля (ЙАЛТАМ) обнаружило точное место затопления корабля на глубине 36 метров, в 2 милях от берега, и подняло одно из его орудий (сейчас выставлено в музее ВМС Израиля в Хайфе).  А в 1998 г. клуб аквалангистов «Цолелей hа-Даром» провёл ещё одну экспедицию к «Эль-Амир Фарук» и сфотографировал две пробоины на его корпусе. Так было окончательно доказано, что и катер Варди попал в цель.

Награждение

Командующий ВМС представил всех 5 участников операции к наградам. Однако в тот период АОИ не имела системы наград и многие противились её введению. В конце-концов Бен-Гурион решил присвоить звание «Герой Израиля» («Гибор Исраэль») только 12 военнослужащим (в т.ч. 5 посмертно), по числу колен Израилевых. Среди награждённых был и один участник операции – её командир, Йохай Бен-Нун (он же был единственным награждённым от ВМС). Кроме того, все 5 получили благодарственное письмо от Давида Бен-Гуриона.

Церемония присвоения званий «Герой Израиля» состоялась 17.07.49. А в январе 1970 г. Кнессет принял закон о наградах и звание была заменено на высшую военную медаль – «За героизм» («Итур hа-Гвора»). В апреле 1973 г. новую медаль получил Йохай Бен-Нун, приказ был подписан тогдашним министром обороны Моше Даяном.

Стоит отменить, что согласно коллективной памяти Йохай Бен-Нун «потопил Эмир Фарук». Это не совсем так, он командовал этой операцией и лично вывел из строя тральщик. «Эль-Амир Фарук» потопили Зальман Абрамов и Яаков Варди. В указе о награждении Бен-Нуна от апреля 1973 г. сказано: «Во время атаки сил ВМС Израиля на вражеский флот, командир атаки майор Йохай Бен-Нун обнаружил, что один из его подчинённых атаковал не вражеский корабль, указанный в плане, а другой корабль. Таким образом, первый корабль может поставить под угрозу успех нашей операции и нашего подразделения. Несмотря на поломку в ряде приборов на своём корабле, что могло помешать его спасению в последнюю минуту, майор продолжал атаку, пока не победил и не потопил вражеский корабль. После этого он, не смотря на опасность, собрал весь отряд и вернул его на безопасную базу».


«Эль-Амир Фарук».


К-24 «Маоз».


Схема маневрирования кораблей и катеров перед атакой.


Схема маневрирования взрывающихся катеров во время атаки.


Участники операции с премьер-министром Давидом Бен-Гурионом и НГШ АОИ Яаковом Дори. Слева направо: Зальман Абрамов, Йохай Бен-Нун, Яаков Реитов, Давид Бен-Гурион, Яаков Варди, Ицхак Брокман, Яаков Дори.


Орудие с «Эль-Амир Фарук», поднятое ЙАЛТАМ в 1984 г., в музее ВМС в Хайфе.


Катер МТМ, 1948 г.


Катер МТМ, 1948 г.


Катер МТМ в музее ВМС в Хайфе.


Фиоренцо Каприоти, 1941 г.


Рекомендация командующего ВМС присвоить участникам операции высшую награду АОИ.


Йохай Бен-Нун (слева) на церемонии присвоения звания «Герой Израиля», 17.07.49.


Йохай Бен-Нун. Над левым карманом (справа на фото) – планка звания «Герой Израиля». Справа от неё – планки участника войн 1947-49 и 1956 гг.


Каприоти (справа) и Бен-Нун в 1988 г., на праздновании 40-летия ВМС Израиля.



Интервью с Зальманом Абрамовым 2018 г., сайт «Парот Кдушот».
[источники]
Ссылки:

  1. Так проходила операция по потоплению «Эмир Фарук», сайт АОИ, 22.10.19.


  2. Потопление «Эль-Амир Фарук», статья Википедии.


  3. Взрывающиеся катера, статья Википедии.


  4. Взрыв корабля «Эмир Фарук», palmach.org.il.


  5. Кто потопил эсминец «Фарук»? Сайт «Парот Кдушот».


  6. Снова о «Эмир Фарук», haaretz, 07.03.04.


  7. Йохай Бен-Нун, статья Википедии.


  8. Йосеф (Йосле) Дрор, статья Википедии.


  9. Давид Фрумер, статья Википедии.


  10. Фиоренцо Каприоти (Fiorenzo Capriotti), статья Википедии.


  11. Морское диверсионное звено, статья Википедии.


  12. 13-я флотилия, статья Википедии.

  13. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/328632.html

Tags: Израиль, История и культура, ЦАХАЛ, морская душа
Subscribe

Posts from This Journal “морская душа” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments