Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Detaly.co.il: Так был создан первый вооруженный еврейский отряд в Эрец Исраэль




Вечером 29 сентября 1907 года, вскоре после праздника Рош ха-шана, в одном из "Варшавских домов" на северной окраине Яффо встретились 9 молодых людей. Все они относительно недавно приехали в Эрец Исраэль из Российской империи. И, несмотря на то, каждый из них имел за плечами богатый жизненный опыт, все они действительно были очень молоды. Самому старшему – Йехезкелю Ханкину – едва исполнилось 26 лет. Менделю Португали было всего 19, Дову Швайгеру - 20, Исраэлю Шохату, Исраэлю Гилади, Александру Зайду и Йехезкелю Нисанову - 21 год, Цви Бекеру – 22. Принимавшему гостей Ицхаку Бен-Цви было 23 года.

Российский опыт самообороны

Три дома, стоявшие на нынешней улице Саламе, назывались "варшавскими" потому, что они принадлежали варшавскому еврею Шаулю-Ицхаку Фенигштейну. Это были двухэтажные каменные здания с покрытыми черепицей покатыми крышами. Вокруг них располагалась небольшая сельскохозяйственная ферма. Свои разбитые на несколько квартирок дома Фенигштейн сдавал жильцам – молодым людям, еще не успевшим обзавестись семьями. Одним из них был активист еврейской рабочей партии "Поалей Цион" Ицхак Бен-Цви. Он занимал квартиру на втором этаже. Сегодня на месте "Варшавских домов" стоит штаб полиции Тель-Авивского округа.

Было тесно – маленькая квартира явно не была рассчитана на такое количество гостей, к тому же значительную ее часть занимал типографский станок. (На нем Бен-Цви печатал подпольную газету "Дер Онфанг" ("Начало"), выходившую в свет на идиш). Вместо стола – бочка из-под нефти, вместо стульев – пара деревянных ящиков, те, кому не хватило места, уселись на полу. Но на эти неудобства никто внимания не обращал. Молодые люди чувствовали, что творят историю, и так оно, в общем, и было. Они собрались в Яффо, чтобы обсудить создание организации еврейской самообороны. Это было беспрецедентное событие - впервые за 2000 лет евреи в Эрец Исраэль решили создать собственный вооруженный отряд.


В то время вопрос охраны еврейских сельскохозяйственных поселений приобрел особую остроту. Полиция Оттоманской империи следила за порядком только в крупных городах. В сельской местности встретить полицейского было практически невозможно. Еврейским первопроходцам, чтобы избежать разграбления своих поселений, приходилось платить дань арабским соседям. Но это и помогало далеко не всегда. По ночам бандиты совершали набеги, угоняли скот, воровали сельскохозяйственную технику. Жаловаться евреям было некому.

Активисты еврейской рабочей партии – "Поалей Цион" – решили сами взяться за дело. Некоторые из них создавали отряды еврейской самообороны еще в Российской империи, и вполне успешно давали отпор погромщикам. Ицхак Бен-Цви принимал участие в организации такого отряда в Полтаве, Йехезкель Ханкин – в Гомеле, Исраэль Шохат – в Гродно, Исраэль Гилади и Мендель Португали – в Калараше, Дов Швайгер – в Одессе. Александру Зайду, родившемуся на станции Зима в Сибири, отбиваться от погромщиков не приходилось, зато он обладал бесценным опытом кулачных боев на деревенских улицах. Цви Бекер и Йехезкель Нисанов выросли на Кавказе. Оба они родились в городе Темир-Хан-Шура в Дагестане (нынешнем Буйнакске), а затем переехали в Баку. Им также не раз приходилось участвовать в уличных стычках, отстаивая собственную честь.

Боевые парни из России решили применить свой опыт в Эрец-Исраэль. Необходимость создания отряда еврейской самообороны представлялась им очевидной. На собрании в "Варшавском доме" они обсуждали, в основном, технические детали – от названия будущей организации до ее внутренней структуры. "Мы все находились во власти новой идеи и были готовы к решительным действиям и тяжким жертвам, - вспоминал впоследствии Ицхак Бен-Цви. – Нами владел настоящий трепет, как во время Синайского откровения. Мы верили в то, что народ может добиться освобождения только собственными силами и собственным трудом".

Еврейский колхоз в Нижней Галилее


Назвать организацию было решено в честь Шимона Бар-Гиоры, выдающегося военачальника времен Иудейской войны. Под его началом еврейские отряды смогли нанести серию поражений римлянам, и даже вытеснили их на какое-то время из Иерусалима. Первопроходцы начала ХХ века зачитывались "Иудейской войной" Иосифа Флавия, подвиги еврейских повстанцев служили им образцом для подражания. Предложение назвать новую организацию "Бар-Гиора" было принято единогласно. "Мы понимали, что бесполезные дискуссии и споры не ускорят строительство еврейского государства, - писал в своих воспоминаниях Бен-Цви. – В огне и крови пала Иудея – и в крови и огне она восстанет". Эти слова из песни, написанной поэтом Яаковом Коэном после кишиневского погрома в 1903 году, стали девизом новой организации.

"В Яффо мы приняли дерзкое решение – противостоять тысячам арабов, привыкших размахивать своими мечами, как им заблагорассудится, - писал впоследствии Исраэль Гилади. – На собранные нами гроши мы купили ружье, и нашей радости не было предела – это было первое еврейское оружие в Эрец Исраэль".

Вскоре большинство участников собрания в "Варшавском доме" обосновались в сельскохозяйственном поселении Седжера в Нижней Галилее (сегодня на его месте находится мошав Илания). Они присоединились к "коллективу", созданному здесь Маней Вильбушевич (год спустя она вышла замуж за Исраэля Шохата и вошла в историю как Маня Шохат). Эта волевая девушка успела поучаствовать в революционном движении в России, посидеть в тюрьме и даже удостоиться аудиенции у начальника Московского охранного отделения Сергея Зубатова. После освобождения она заинтересовалась сионизмом, вступила в партию "Поалей Цион" и в 1904 году уехала в Эрец-Исраэль. Здесь Маня продолжила активную общественную деятельность. Группа, сформировавшаяся в Седжере под ее руководством, стала первой в Эрец-Исраэль вести коллективное хозяйство и стала прототипом возникших впоследствии кибуцев.

Земли, обрабатываемые "колхозниками" в Седжере, находились под управлением известного мецената, основателя "Еврейского колонизационного общества" барона Мориса Гирша. Охраной угодий занимались жители окрестных черкесских деревень. Основатели "Бар-Гиоры" смогли убедить администрацию барона воспользоваться их услугами.


Давид Бен-Гурион идет работать сторожем

С переходом охраны Седжеры под контроль еврейских сторожей количество набегов со стороны арабских соседей значительно сократилось. Это был серьезный успех. Ряды "Бар Гиоры" постепенно расширялись. В конце октября 1907 года в ворота поселения постучались двое усталых путников, которые пришли в Галилею пешком из Реховота. Этот переход занял у них три дня. Проведя несколько дней в Саджере, гости попросили включить их в состав "коллектива" и отряда местной самообороны. Это были репатрианты из польского города Плоньска Давид Грин, впоследствии сменивший фамилию на Бен-Гурион и его друг Шломо Цемах.

Вскоре еврейские сторожа из "Бар Гиоры" взяли под свою охраны еще два сельскохозяйственный поселения – Месха (Кфар-Тавор) и Явниэль. Спрос на их услуги возрастал – вследствие происшедшей в июле 1908 года революции младотурок власть Османской империи ослабла и в Палестине активизировалась деятельность арабских вооруженных группировок. Жителям еврейских поселений все чаще приходилось отбиваться от грабителей и прочих незваных гостей.

С другой стороны, ослабление Османской империи отчасти развязало руки и евреям Эрец Исраэль. Организация "Бар Гиора" была нелегальной, получить официальное разрешение на ношение оружия при прежней власти было нереальной задачей. В новых условиях это казалось уже возможным.

В апреле 1909 года в Кфар-Тавор состоялось учредительное заседание организации "Ха-Шомер", созданной вместо "Бар-Гиоры". В состав ее исполнительного комитета были избраны трое участников встречи в "Варшавском доме", обросшей к тому времени легендами: Исраэль Гилади, Исраэль Шохат и Мендель Португали.

Организация "Ха-Шомер" просуществовала до 1920 года. На смену ей пришла "Хагана", и большинство еврейских сторожей влились в ее ряды. Впоследствии многие из них сыграли важную роль в становлении Армии обороны Израиля. Поэтому создание "Бар-Гиоры" смело можно назвать первым этапом строительства армии независимого еврейского государства, в котором приняли участие его будущие первый премьер-министр и второй президент.

Борис Ентин, "Детали". К.В.
На фото: памятник Александру Зайду.
Tags: Израиль, История и культура, ЦАХАЛ
Subscribe

Posts from This Journal “История и культура” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments