Рядом с Тосканой, в северной части Умбрии, находится небольшая итальянская деревня Коспая. На протяжении почти четырех столетий эта территория площадью чуть более трех квадратных километров была независимой республикой, без правительства, законов, налогов или чего-либо, что должно быть у независимого государства.
Эта своеобразная политическая ситуация возникла в эпоху Возрождения, что делает ее еще более примечательной, поскольку в то время Италия состояла как лоскутное одеяло из территорий папского государства, родовых поместий и королевств, втянутых в мелкие вендетты и торговую вражду.
История начинается в 1431 году, когда папа Римский Евгений IV, сильно нуждаясь в финансах, взял кредит в размере 25 000 золотых флоринов у герцога Флоренции, который правил по соседству. Девять лет спустя, не имея возможности вернуть заимствованную сумму, папа пообещал передать герцогу город Борго-Сан-Сеполькро и его район в северных папских территориях. Обе стороны согласились, что новая граница будет проходить по течению небольшой реки Рио на верхнем Тибре. Однако «Рио» — довольно распространенное название реки. Вообще слово «рио» означает «река» на латыни. По всей Италии, протекают сотни небольших ручьев, называемых Рио, и в этой местности две из них протекают всего в полукилометре друг от друга.
Землемеры, нанятые Папой Римским и герцогом, вероятно, были незнакомы с этим регионом. Таким образом, обе стороны наметили границы своего ближайшего Рио-де-Жанейро, не зная, что они не одинаковы. В результате этого крошечный участок земли, зажатый между двумя реками, был оставлен вне юрисдикции как папского государства, так и Республики Флоренции. На этой земле стояла деревня Коспая.
Жители Коспаи ухватились за эту возможность и немедленно объявили себя независимой республикой. Это, несомненно, смутило землемеров, но почему-то ни папа, ни герцог не хотели возвращаться за стол переговоров и решили оставить все как есть. Во многих пересказах истории авторы предполагают, что оба правителя были рады иметь буферное государство между своими границами и поэтому не настаивали на том, чтобы Коспаи включались в их соответствующие территории.
Католическая церковь, воспринимая табак как грех, пыталась обуздать потребление табака, но безуспешно. В середине 1600-х годов, например, Папа Римский Урбан VIII угрожал отлучением от Церкви всем, кто курил табак, и папа Римский Иннокентий X был обеспокоен растущим использованием табака среди священников.
Выращивать табак в Италии было законодательно запрещено, но в Республике Коспая он процветал, потому что государство находилось вне юрисдикции Папы Римского. Вскоре Коспая стала центром выращивания табака в Тоскане и центром незаконной торговли табаком в Италии. По мере того, как новости об уникальном статуте Коспаи распространялись, она стала привлекать разных личностей. Из безобидной деревушки Коспая превратилась в притон нечестных торговцев, уклоняющихся от налогов. Именно коррупция свободы и злоупотребление экономической свободой в конечном итоге разрушили Республику.
В 1826 году, после 386 лет анархии, Папа Римский и Великий герцог Тосканский ликвидировали Республику Коспаю и разделили территорию между собой, причем папскому государству досталась львиная доля. Жители Коспаи потеряли свободу. Однако Коспая получила лицензию на продолжение выращивания табака, ограниченную полумиллионом растений в год, что было более чем достаточно для поддержания экономики ста домашних хозяйств деревни.
Сегодня Коспая — это несколько старых домов в забытом уголке Умбрии. Единственный ключ к её интересной истории — желтый знак на обочине дороги, который гордо провозглашает «бывшую республику Коспая“, и надпись над церковной дверью с надписью Perpetua et Firma Libertas, что означает ”Сильная и вечная Свобода».
Journal information