?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Они жили в кибуцах, работали на полях, танцевали хору и пели «ХаТикву». Забытая и противоречивая история арабских идеалистов, которые присоединились к еврейским первопроходцам. Движение, которое родилось с романтической надеждой и закончилось болезненной травмой.

Когда Халед умер в возрасте 70 лет, родственники хотели похоронить его в родной деревне с традиционной мусульманской церемонией. Для человека, который прожил большую часть жизни вдали от того места, где он родился, это могло бы стать символическим возвращением. Но дети решили похоронить его рядом с их матерью Наоми, которая была членом кибуца на севере. «Это было его желание, - говорит сын Халеда и Наоми, - всю свою жизнь он провел в кибуце».


Как молодой Халед мог встречаться с 16-летней Наоми в кибуце в начале 1960-х годов, в самый разгар военного правления в арабском секторе? Как и сотни других арабских молодых людей, Халед приехал в кибуц как член организации «хаНоар ха-арави хэ-халуци» («Арабская молодежь-первопроходцы»). История этого движения сегодня звучит почти как сказка. А в те годы арабскую молодежь из Галилеи и «треугольника» приглашали в кибуцы. Они покидали свои дома в деревнях и переезжали в кибуцы, где проводили многие годы своей жизни. Они жили, учились, работали, ели и спали вместе с пионерами сионистского движения. Иногда они делали это с благословения своей семьи, иногда восставали против родителей и общества.


Они выучили иврит, танцевали хору, несли израильские флаги, пели «хаТикву», иногда даже брали себе ивритские имена. Некоторые женились на еврейских женщинах и стремились полностью ассимилироваться в кибуцном обществе. Другие хотели изучить методы ведения сельского хозяйства в кибуце, чтобы вернуться в свои деревни и улучшить там жизнь. Горстка из них даже пыталась осуществить новую мечту и создать арабский кибуц. «Евреи, которых мы знали до этого, были для нас частью жестокого репрессивного аппарата военной администрации», - вспоминает Махмуд Юнес. Мы беседуем возле его ухоженного красивого дома в Араре, рядом с ним экспрессионистское изображение голубя мира. «И вдруг мы оказались с евреями на равных, мы ели вместе с ними в кибуцной столовой, мы вместе работали. Тогда это был другой Израиль».

Движение арабских «халуцим» было создано по инициативе «хаШомер ха-цаир». Оно просуществовало с 1951 по 1966 год. В разгар своей деятельности, в 1960 году, движение насчитывало около 1800 членов и имело 45 отделений в арабских деревнях. У них была даже своя униформа: синяя форменная рубашка «хаШомер ха-цаир» с белыми завязками, куфия и икаль на голове. У них был свой герб – «шмуцник» (так называли членов «ха-Шомер ха-цаир», которые осуществляли охрану кибуцев) в горделивой позе стоит под традиционной аркой в арабском стиле. Был и свой девиз: «Будь сильным и верным», вместо «Будь сильным и смелым» (слова из ТАНАХа). Арабские «халуцим» участвовали в кибуцных мероприятиях, первомайских парадах и даже в массовых танцах на День Независимости.

Кучка дикарей и оборванцев

Эта невероятная идея, которая, кажется, была стерта со страниц истории, возникла еще до 1948 года среди горстки членов «хаШомер ха-цаир», Они слишком буквально поняли лозунг «Сионизм, социализм и братство народов» и решили, что его можно реализовать, пригласив арабов в кибуцы. Главными среди них были молодежный вожатый Авраам Бен-Цур, который в возрасте 14 лет репатриировался один из Германии, вырос в кибуце и самостоятельно выучил арабский язык; а Аарон («Арончик») Коэн, востоковед, который в кибуцном движении считался радикально левым.


Даже после войны они не отказались от этой идеи. Первая попытка была сделана в кибуце Шаар хаАмаким. В 1950 году в этот кибуц приехал Юнес, тогда 19-летний энергичный молодой человек из Арары. Он был одет в брюки цвета хаки, заправленные в носки. Кибуцники выражали обеспокоенность, главным образом, по поводу безопасности, но Бен-Цур и Коэн убедили всех членов правления, что «мы воспитываем нашу молодежь на идеалах мирного сосуществования и братства народов, и вот теперь, когда эти идеалы стоят перед испытанием, мы скажем «нет»? Тогда мы окажемся лжецами». Кибуц согласился проигнорировать предостережения и ограничения военной администрации, которая управляла арабским сектором. Арабам было запрещено покидать деревню без разрешения. Словом, молодых арабов взяли в кибуц на испытательный срок. Первые шестеро прибыли в ноябре 1951 года, вскоре после этого группа выросла до 15 человек, причем среди них были две девушки.

В марте 1952 года в газете «хаОлам ха-зе» вышла большая статья под названием «Революционный эксперимент», где были опубликованы фотографии арабов в кибуцных панамках стиля «кова-тембель». «Это была встреча двух чуждых миров, - говорилось в статье. – Некоторые члены кибуца ожидали увидеть кучку дикарей и оборванцев, в то время как арабская молодежь со страхом ожидала встречи с ужасным «яхудом».

В статье также описывалось, как «дети феллахов» из арабских деревень перенимали у кибуцников системы передового сельского хозяйства: «Они изучают методы оптимизации сельского хозяйства, работают на тракторах и комбайнах, на плантациях и пасеках».

«Ха-Шомер ха-цаир» решил официально оформить это движение. На праздничной конференции в Акко в 1954 году была принята платформа из 14 параграфов. Со словами приветствия обратились Яаков Хазан от имени партии МАПАМ и поэт Авраам Шлёнский. Был установлен специальный плакат, на котором арабский «халуц» поднимал руками не только красный флаг, но и израильский флаг. Хор ячейки движения в Кафр-Ясифе спел «Песню урожая» на иврите, и ячейка «Джадида» исполняла еврейские и арабские танцы вместе с друзьями из Кфар-Масарика. Латиф Дори, который репатриировался из Ирака в 1951 году и основал отделение «хаШомер ха-цаир» в Хирие (это были «маабарот» для репатриантов из стран Востока), обратился к присутствующим с приветствиями от имени молодежи «маабарот». Он был одним из немногих евреев в «хаШомер ха-цаир», который свободно говорил по-арабски. Он на протяжении многих лет был куратором арабских «халуцим». «Это был совершенно новый мир для молодых арабов, - рассказывал он в одном из интервью в 2008 году, которое проходило в штаб-квартире МЕРЕЦа, который всегда был его политическим домом. «От бараков и бедуинских шатров они перебрались в кибуц, который даже в начале 50-х годов был для них в диковинку, многое они увидели там впервые в жизни. Конечно, это были день и ночь. Ребята поняли, что кибуц делает великое дело, открывая им новые горизонты, давая им профессиональную подготовку, причем бесплатно», - рассказывал он.


Движение начиналось с больших амбиций, но с самого начала у его инициаторов не было четкого ответа на вопрос о том, как арабы могли бы достичь своей цели - то есть реализовать идеологическую и практическую подготовку, которую они получили в кибуце. Должны ли они вернуться в свои деревни, чтобы развивать там уклад? Или создавать свои собственные кибуцы? Или остаться членами кибуца? Все это происходило в годы, когда «хаШомер ха-цаир» строил множество новых кибуцев на руинах палестинских деревень и на экспроприированных у арабов землях.

В целом, история «арабских молодых халуцим» полна противоречий, которые до сих пор мучительно актуальны. За последние десятилетия вышло немало интервью с очевидцами и участниками тех событий. Многих уже нет в живых, а другие в силу возраста не помнят либо не могут рассказать о том, что было. Тем не менее, несколько ветеранов движения недавно провели небольшую встречу в честь показа короткометражного документального фильма, снятого вашей покорной слугой вместе с Давидом Офеком. Фильм «Я был Цви» рассказывает о молодости Ахмеда Масаруа из Арары, которого в возрасте 14 лет пригласили в молодежную группу кибуца Якум. Фильм будет показан в кинотеатрах, начиная с сентября, как часть киноколлекции школы кино и телевидения Сэма Шпигеля под названием «Голос Ахмеда».

Червь в этом прекрасном фрукте

Самое сложное испытание для арабского движения происходило на личном уровне – это любовные истории между арабами и еврейскими девушками из кибуцев. Движение знало несколько таких пар. Халед и Наоми (их имена были изменены по просьбе сына) покинули кибуц и переехали в город. Мухаммед Джаср Хадж-Ихья и Йехудит из Мерхавии также решили уехать и поселиться в Тайбе, где они воспитали четверых детей. После смерти Мухаммеда несколько лет назад Йехудит вернулась в кибуц.

В те годы с ростом «насеризма» в арабском мире и признанием результатов войны, арабская молодежь стала все больше выражать свою палестинскую национальную идентичность. На конференции, состоявшейся летом 1967 года, они привели в шоковое состояние своих еврейских товарищей, выразив свое яростное несогласие с «иорданским решением», пропагандируемым МАПАМом в качестве решения арабо-израильского конфликта. Они говорили о том, что им нужно бороться и создать государство для себя. «Меня это очень удивило, я понял, что это конец, - рассказывал Бен-Цур. – В этот момент я почувствовал, что все изменилось. Все пошло в сторону национализма, они говорили, что надо сражаться за создание своего государства».

По словам Ахмеда Масаруа, «был спор о палестинском государстве, о возвращении беженцев. Я сказал: «Объясните мне, как сионизм и социализм могут идти вместе». Когда я смотрю на это сегодня, мне понятно, что нам пускали пыль в глаза. Они превратили идеал в посмешище. Они играли с высокими идеями, но на практике действовали иначе. Чего они от нас действительно хотели?»

Сын Халеда и Наоми, который выбрал для себя жизнь еврея-израильтянина, рассказывает, что его отец всю жизнь мучался вопросами идентичности. «Когда я решил пойти в армию, мой отец не давал мне покоя и все время ругал меня. Но в конце концов он переполнился отцовской гордостью, когда увидел меня в красных армейских ботинках». По его словам, у его отца хватило ума использовать все преимущества, которые мог дать ему кибуц. Но с горечью заметил: «Идея была удивительной, но расизм победил. Зачем было приводить этих парней в Землю Обетованную, чтобы потом сказать им: вы не подходите, потому что вы арабы... В «хаШомер ха-цаир» должны были продумать свой план до конца, прежде чем выдергивать этих молодых ребят из привычной среды и своей культуры, посеяв в них веру в братство, мир и дружбу. Они считали себя цивилизованными и просвещенными, что они вправе учить других. Делать из арабов людей. Но в результате они разрушили все их мечты и превратили в обычных чернорабочих. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Очень грустно, но я не могу сказать про это ни одного теплого слова».

«Порыв двух душ», - так назвал историк д-р Шауль Фез раздвоение личности арабского молодежного движения «халуцим». С одной стороны, была сионистская мечта о заселении Страны Израиля еврейскими кибуцами. А с другой – справедливость и братство народов. На нескольких страницах, которые он посвящает арабскому движению «халуцим» в своей книге «Панейну эль ха-шемеш ха-ола» (2017), Фез говорит, что арабские «халуцим» были, прежде всего, средством для ослабления моральных разногласий среди евреев, объединения их вокруг высокой идеи.

Фез, член кибуца Мизра, сказал, что лидеры «хаШомер ха-цаир» «хотели верить, что раз у нас получилось создать нового еврея, значит, можно будет создать и нового араба. Который может стать социалистом, первопроходцем и кибуцником. Даже величайшие мечтатели, такие как Авраам Бен-Цур и Арон Коэн, с первого момента знали, что никто не позволит арабам создать свой кибуц. Но арабам, конечно, этого не говорили. Им было удобно поддерживать эту иллюзию на благо евреев, потому что это были братство народов, равенство, солидарность и социализм, все эти возвышенные лозунги. В молодежном движении нужно было стремиться к утопическим идеалам. Но были в этом дискриминация и использование. Как и по отношению к выходцам из восточных общин. Мы все знали лучше их, мы их поощряли и воспитывали, но никогда не воспринимали их как равных».

Паз пришел к выводу, что арабские «халуцим» была «увлекательным, удивительным и недолгим экспериментом, который давно исчез из памяти. А вместе с ним исчезли мечты, надежды, иллюзии. О том, что может существовать и другая израильская реальность».

Айелет Бахар, «ХаАрец» Ц.З.

Posts from This Journal by “Израиль” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Profile

я я
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

ТУТ МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

4506266_original

Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Powered by LiveJournal.com