Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Противопожарная авиация в Израиле

В 80-е гг. для задач пожаротушения с воздуха в Израиле была разработана система «Яарит» (от слова «Яар» – Лес) – специальная стальная цистерна, несомая вертолётом CH-53D («Ясъур») на внешней подвеске, вмещающую 5 тонн воды и сбрасывающая их за 5 секунд. Цистерну можно заполнять на земле до взлёта, а можно набирать из любого открытого водоёма глубиной более 3 метров, будь то море, озеро Кинерет или пруды. Вместо воды могут использоваться специальные пожаротушение составы. Впервые система была применена 19-20.09.1989, во время тушения крупного лесного пожара на горе Кармель (в районе Хайфы). С тех пор «Ясъур» привлекались для данной задачи каждый год (обычно летом или в начале осени) и даже летали с «Яарит» за границу (тушение пожара в Турции в августе 1997 г., на заводе военной промышленности в 70 км к востоку от Анкары).


«Ясъур» с системой «Яарит».


Позднее была разработана «Усовершенствованная Яарит» («Яарит Мешуперет»), позволяющая набирать 3, 4 или 5 тонн воды. Пример работы эскадрильи: в ходе пожаров октября 1998 г. вертолёты налетали 170 часов, сбросив 2,000 тонн воды. Были случаи, когда вертолёт был в воздухе по 17 часов в сутки. Параллельно, работали самолёты с/х авиации частной компании «Хим Нир», обычно использующиеся для орошения полей (по-видимому речь о Ayres Turbo Thrush S2R-T34). Они были способны брать всего 1 тонну воды на вылет. 16 самолётов налетали 130 часов и сбросили 1,000 тонн воды.

Использование «Яарит» было довольно рискованным. Обычно каждому вертолёту, участвующему в тушении, приходилось выполнять 8-10 кругов от пожара к водоёму и обратно с тяжёлой цистерной на внешней подвеске (когда же цистерна была пуста, она сильно раскачивалась). Летать приходилось на малой высоте (150 футов, т.е. примерно 46 метров), при приближении к источнику огня начиналось влияние повышенной температуры воздуха. При сбросе воды необходимо было соблюдать высокую точность, но при этом не зависать, чтобы не раздувать огонь потоком воздуха от несущего винта вертолёта. Тем не менее, лётчики хорошо справлялись с задачей, за время эксплуатации ни одной аварии не было.

Но была ещё одна проблема. Использование «Яарит» приводило к быстрому износу вертолётов. 5 тонн воды плюс масс самого бака, плюс эффект поверхностного натяжения воды в момент подъёма бака (эквивалентно ещё 500 кг веса). Раскачка, вибрация и т.д. – всё это вело к постепенному разрушению редукторов вертолётов, деформациям корпуса и быстрому износу лопастей и так достаточно старых «Ясъур» (на службе с 1969 г.).

В 1998 г. ВВС пытались заменить «Яарит» на бак «Бамби Баскет» (Bambi Bucket) производства канадской компании SEI Industries Ltd. Испытывалась модель на 4 тонны воды для «Ясъур» и меньшего размера для «Яншуф» (UH-60 Black Hawk). Однако, испытаниями остались недовольны и «Бамби Баскет» так и не купили. И с 2001 г. вертолёты ВВС перестали участвовать в тушении пожаров. После этого единственным средством пожаротушения с воздуха остались самолёты «Хим Нир».

Поворотной точкой стали лесные пожары на горе Кармель 2010 г. (02-06.12.10). Тогда сгорело 2,500 гектаров леса, был причинён ущерб на более чем 250 млн шекелей, но главное – пожар привёл к большим человеческим жертвам. 44 человека погибли в первые часы пожара, когда автобус с курсантами офицерских курсов Службы тюрем был блокирован на одной из дорог на Кармель. Среди погибших 38 были в автобусе (водитель и 37 курсантов), 6 вне его, в т.ч. 3 полицейских и 3 пожарных, в т.ч. 16-летний Эльад Рибан, доброволец организации скаутов-пожарных.

Данный пожар характеризовался широкой международной помощью Израилю. В т.ч. из арабских стран и ПА: Иордания прислала 3 пожарные машины, ПА – 3 пожарные машины (и 21 пожарного), Египет – 2 пожарных вертолёта и 1 самолёт. Основная помощь поступила из стран Европы, но также из Азербайджана (2 вертолёта), США (2 самолёта C-130 «Геркулес», а также Evergreen Supertanker на базе Boeing 747, за отдельную плату), Канады (3 пожарных самолёта и 3 вертолёта), России (7 самолётов, в т.ч. Бе-200 и Ил-76). В общей сложности иностранные самолёты выполнили 150 вылетов, израильские – более 500 (вылеты «Хим Нир» и вылеты ВВС для обнаружения очагов возгорания и наведения на них пожарных самолётов и вертолётов).

Уже 07.12.10 правительство Израиля приняла решение о создании пожарной эскадрильи. В начале 2011 г. решение было официально утверждено, кроме того, Пожарную охрану перевели из МВД в МВБ (министерство внутренней безопасности, отвечающее за Полицию и Службу тюрем). В январе 2011 г. задача создания эскадрильи пожаротушения была возложена на ВВС. Компания «Эльбит Маарахот», выиграв тендер МВБ, закупила самолёты и стала отвечать за их эксплуатацию, а «Хим Нир» стала второстепенным подрядчиком для выполнения вылетов (предоставление лётчиков). Эскадрилья получила номер 249 и название «Ципорей hа-Эш» («Огненные птицы»), используется также название «Таесет Эльад» («Эскадрилья Эльада») в память об Эльаде Рибане.

Базой эскадрильи стала база ВВС Сде-Дов, второстепенными базами – аэродромы Мегидо на севере и Кедма на юге. Всего за 4 месяца были куплены 8 самолётов Air Tractor AT-802F (6 обычных и 2 с системой Fire Boss, позволяющей набирать воду на бреющем полёте над поверхностью воды; позднее система Fire Boss была демонтирована). Данный самолёт способен нести 3 тонны воды, т.е. в 3 раза больше, чем использовавшиеся «Хим Нир» самолёты. 05.01.15 «Эльбит Маарахот» получила дополнительный заказ и закупила ещё 6 самолётов AT-802F.

По данным Википедии, Израиль купил все 14 самолётов подержанными, в Испании. 28.03.12 один из самолётов потерпел крушение из-за механической поломки рукоятки газа при взлёте с аэродрома Кедма (вблизи Кирьят-Гата). Лётчик Арье Хорев (более 15,000 часов налёта) получил лёгкие ранения. Не ясно, был ли отремонтирован самолёт или нет, многие источники по прежнему называют число AT-802F в строю как 14. Впрочем, другие источники говорят о 12 действующих самолётов на май 2019 г.

01.11.16 ответственность за эскадрилью перешла от ВВС к полиции (официально передача состоялась 19.01.17). За прошедшие 5.5 лет (с мая 2011 г.) в составе ВВС, было выполнено 12,000 самолётовылетов, более 5,800 лётных часов, дано решение 880 оперативным происшествиям (т.е. пожарам), сброшено 30 млн литров воды и пожаротушащих растворов.

Роль «Эльбит Маарахот» и «Хим Нир» сохранились. Полиция осуществляет общую административную ответственность, Пожарная охрана – постановку профессиональных задач. Номер 249 более не используется. Термин «эскадрилья» обычно не используются, в Полиции это «Подразделение воздушного тушения» («Йехидат hа-Кибуй hа-Авирит»). Входит в состав 55-го авиационного подразделения полиции Израиля («hа-Йехида hа-Авирт шель Мишерет Исраэль»). Кроме самолётов, в подразделение входят 6 вертолётов (в 2016-2018 гг. 4 Bell-206B и 2 Bell-206L были заменены на 4 Н-125 «Кхаль» и 2 H-145 «Духифат») и мультикоптеры для наблюдения. Вертолёты также привлекаются к пожаротушению с использованием Bambi Bucket (или её аналогов) на 1 тонну, начиная с мая 2019 г.

С момента закупки AT-802F Израиль справляется с пожарами собственными силами и даже помогает тушить другим (5 самолётов помогали тушить пожар на Кипре в июне 2016 г., сделано более 100 вылетов; кроме того, на Кипр прибыл С-130 с персоналом и оборудованием). И лишь дважды за эти годы Израиль прибегал к иностранной помощи: в 2016 г. (пожары 23-27.11.16, прибыли самолёты и вертолёты из Италии, Турции, Греции, Кипра, Хорватии, Великобритании и России, в общей сложности 22 ЛА и 325 человек персонала) и в 2019 г. (пожары 23-24.05.19, прибыли 2 вертолёта из Египта и 7 самолётов из Италии, Греции, Кипра и Хорватии). После пожаров мая 2019 г. был поднят вопрос о дополнительном расширении подразделения, включая самолётами, способными действовать в ночью.


«Ясъур» с системой «Яарит».


«Ясъур» с системой «Яарит».


Самолёт компании «Хим Нир».


Слева на право: пилоты в комбинезонах «Хим Нир», ВВС и полиции на фоне AT-802F.

Дополнительные фото AT-802F:








[источники]
Дополнительные фото AT-802F и Н-125 – на Википедии.

Ссылки:

  1. «ВВС проверят новые баки для борьбы с пожарами», журнал ВВС 122 (223), 01.08.98.


  2. «В огне и воде», журнал ВВС 123 (224), 01.10.98.


  3. «Горящие глаза», журнал ВВС 126 (227), 01.04.99.


  4. «Так тушат лесные пожары в других странах, а так тушат у нас», ЖЖ mckaby.


  5. Помогаем тушить пожары на Кипре, сайт ВВС, 20.06.16.


  6. Проверка готовности к осени в Подразделение воздушного тушения, сайт ВВС, 08.09.16.


  7. Подразделение воздушного пожаротушения переходит из ВВС в Полицию, сайт ВВС, 01.11.16.


  8. Обсуждение «Противопожарная авиация» на waronline.org.


  9. Авиационное подразделение полиции Израиля, статья Википедии.


  10. Подразделение воздушного пожаротушения, статья Википедии.

  11. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/271037.html

Tags: Израиль, ЦАХАЛ
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments