Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Вспоминая операцию "Энтеббе". Уникальная операция Цахаля



1358248339_324235

В воскресенье 27 июня 1976 г. самолет французской авиакомпании «Эр Франс», выполнявший обычный рейс по маршруту Тель-Авив—Париж, был захвачен четырьмя вооруженными террористами (два немца и два араба), членами организации Народный фронт освобождения Палестины, которой руководил Дж. Хабаш. В момент вылета из Тель-Авива на борту самолета находилось более двухсот пассажиров, в том числе 83 израильтянина.


Террористы проникли на борт самолета в Афинах, где он совершал промежуточную посадку. В афинском аэропорту в это время проходила забастовка наземного персонала, благодаря чему террористов практически никто не досматривал. По их приказу самолет приземлился в аэропорту ливийского города Бенгази, после дозаправки горючим поднялся в воздух и совершил посадку в аэропорту Энтеббе. Пассажиры и команда самолета, которая отказалась оставить заложников, были размещены в старом здании аэропорта.

В Уганде к похитителям присоединился еще ряд палестинских террористов. Террористы несли внутреннюю охрану в здании с заложниками, а угандийские солдаты охраняли его снаружи, отойдя от старого здания аэропорта на 50 м. Диктатор Уганды Иди Амин тесно сотрудничал с террористами и, неоднократно выступая перед заложниками, говорил, что их судьба в руках правительства Израиля, которое должно принять все требования похитителей. Во вторник 29 июня были освобождены 47 пассажиров, в основном пожилые женщины, дети и больные.

В тот же день террористы предъявили ультиматум, в котором требовали освободить террористов, находившихся в заключении: 40 — в тюрьмах Израиля, шестерых — в Западной Германии, пятерых — в Кении, одного — во Франции. Террористы угрожали, что если в четверг 1 июля к 14 часам по угандийскому времени заключенные не будут освобождены, то все заложники будут убиты, а самолет взорван. Затем срок ультиматума был продлен еще на 24 часа.

Вечером 29 июня пассажиры с израильскими паспортами (83 человека) были отделены от других пассажиров, причем этой операцией руководили террористы-немцы. 30 июня остальные пассажиры (101 человек), в большинстве евреи, но без израильских паспортов) были освобождены. Французский экипаж самолета во главе с капитаном М. Бакю остался с заложниками. 1 июля израильское правительство объявило, что оно принимает все требования террористов и просит Францию быть посредником в переговорах об освобождении заложников. Не прекращая дипломатических контактов, израильское правительство поручило военным разработать план операции по спасению заложников.

Операция "Энтеббе" ("Йонатан")

В Иерусалиме начальник штаба Сил обороны Израиля генерал-лейтенант Тур информировал министра обороны Шимона Переса и премьер-министра Ицхака Рабина о планах по освобожде­нию заложников.

Их было три: парашютный десант на Энтеббе; атака через озеро Виктория на на­дувных лодках; быстрая атака и возвращение за­ложников по воздуху. Третий план был утвержден. Ко­мандование операцией поручили ко­мандующему воздушно-десантными и пехотными войсками бригадному гене­ралу Дану Шамрону, а штурмовыми группами руководил подполковник Йонатан (Йони) Нетаньяху. Операция по­лучила название "Thunderbolt" ("Удар молнии").


С военной точки зрения такая операция не имела прецедентов в истории. Израильские самолеты должны были пролететь около четырех тысяч километров, их могли обнаружить советские радары. Нужно было досконально знать план аэропорта, расположение всех постов охраны и угандийских войск, которые могли прийти на помощь террористам. Было необходимо найти страну, власти которой разрешили бы израильским самолетам заправиться горючим.

1358249173_5345

Операцию нельзя было откладывать надолго, чтобы руководители террористов и полусумасшедший диктатор Уганды Иди Амин не начали расстреливать заложников. В планировании операции основную роль сыграли начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Моти Гур, начальник оперативного отдела военной разведки (АМАН) Эхуд Барак, командующий израильскими ВВС  Пелед (1928–2002), командир подразделения особого назначения Генерального штаба Йонатан Нетанияху  и другие. Подготовка операции велась в обстановке полной секретности. Израильские солдаты должны были долететь до Энтеббе на новейших американских транспортных самолетах «Геркулес-130».

Израильтяне договорились с властями Кении о разрешении дозаправиться в аэропорту Найроби. Агенты израильской разведки Мосад представили подробный план здания, где содержатся заложники, расположения охраны, истребителей (системы МиГ) и радарных установок. Израильские военные специалисты, которые в конце 1960-х – первой половине 1970-х гг. были военными советниками в армии Уганды, хорошо знали аэропорт Энтеббе. Генерал  Пелед сообщил Бараку: «У нас есть пилоты, которые уже летали в Энтеббе и знают тамошнее летное поле как свои пять пальцев».

В операции должны были участвовать подразделение особого назначения Генерального штаба, бойцы бригады «Гивати», 35-й десантной бригады, специальное подразделение военно-воздушных сил. На одной из авиабаз в Израиле был выстроен макет аэропорта Энтеббе, который штурмовали участники операции. 4 июля пять самолетов «Геркулес-130» вместе с сопровождавшими их истребителями поднялись в воздух и взяли курс на Энтеббе.

1358249155_344Окончательное разрешение правительства на проведение операции было получено через 15 минут после взлета. Ранее в Найроби приземлились два самолета «Боинг», на борту одного из них был размещен полевой госпиталь. Предполагалось, что в бою может погибнуть около 35 израильтян. Израильскими войсками, высадившимися в Энтеббе, командовал Шомрон. Атакующим был дан приказ открывать по угандийским солдатам только ответный огонь.

ПЛАН ОПЕРАЦИИ
В 23.01 первый транспортный «Гер­кулес» коснулся колесами посадочной полосы Энтеббе. Перед приземлением была пущена в ход дезинформация: на аэродром направляется самолет с осво­божденными палестинцами. За первым самолетом сел второй, а за ним на бо­ковой полосе – два остальных. Из пер­вого самолета выехали два «джипа» и сверкающий черный лимузин, во всех деталях напоминающий личный лиму­зин Иди Амина. Это был еще один от­влекающий ход израильтян. Эту маши­ну прекрасно знали по всей Уганде. Ожидалось, что эта машина вызовет типичную панику при появлении главы государства. Из остальных самолетов, которые даже не успели еще полностью остано­виться, высадились коммандос и заняли свои позиции согласно плану. "Мерсе­дес" и два "джипа" двинулись к старому зданию аэропорта. Здесь они затормо­зили перед постом угандийских солдат. С этого момента события развива­ются в бешеном темпе.

1358249152_232
При виде «аминовского» «Мерседеса» оба часо­вых, разумеется, столбенеют. По ним из пистолетов с глушителями откры­вают огонь подполковник Нетаньяху и сидящий за рулем коммандос. Од­нако – оба очень хорошие стрелки – промахиваются. Один угандец кидает­ся наутек, второго обезвреживают из пулемета, смонтированного на «джи­пе». В это время коммандос бросаются к главному входу терминала. Солдаты вбегают внутрь под грохот выстре­лов, кричат заложникам на англий­ском и иврите: «Израильская армия! Ложитесь!», после чего открывают огонь на поражение. В течение пятна­дцати секунд убиты самые опасные террористы. Но несут потери и залож­ники. Двое из них не выполняют ко­манду штурмующих (как выяснилось позднее, они не понимали ни англий­ского, ни иврита, они говорили на идиш).

Вскочив, они пытаются вы­бежать из здания, но попадают под огонь коммандос и погибают. Нельзя винить в этом штурмующих, так как в таких ситуациях все, что движется – враг. Тем временем через второй вход в терминал врывается другая группа коммандос. Обыскивая помещения терминала, они обнаруживают двух террористов. В руке одного из арабов оказывается граната без чеки. Падая на пол, спецназовец пытается пора­зить террориста очередью из «Узи» еще до того, как тот успеет выронить гранату из рук. Однако не успевает.Chaban1 Граната взрывается, убивая обоих тер­рористов и раня двух израильтян. А в это время на территории аэро­дрома другие группы «зачищают» тер­риторию, захватывают контрольно-диспетчерский пост (КДП), радио­станцию аэропорта и уничтожают МиГи. Но в ходе этих событий проис­ходит еще одна трагедия.
Угандий­ский солдат, чудом уцелевший во вре­мя штурма КДП, успевает выстрелить в находящихся внизу израильтян. Его немедленно уничтожают, но пуля угандийца все же находит цель – она смертельно ранит подполковника Не­таньяху, когда тот по радиостанции отдает команду своим бойцам. Через 40 минут, очистив террито­рию от угандийцев, израильтяне нача­ли эвакуацию заложников в самолеты.

Перестрелка продолжалась 1 минуту 45 секунд. В ходе ее погибли двое заложников, а огнем с охранной вышки был смертельно ранен Йонатан Нетанияху.

442_2_entebbe
Схема действий израильского спецназза в аэропорту Энтеббе

Другие подразделения израильской армии также успешно выполнили свою задачу. Специальный отряд ВВС взорвал МиГи и радарные установки. Подразделение бригады «Гивати», блокировавшее аэропорт снаружи, уничтожило бойцов угандийского отряда, пытавшегося прорваться к аэропорту. Во время боя было ранено девять израильтян (четверо военных и пять гражданских лиц). Одна из заложниц, Дора Блох, помещенная ранее в больницу с тяжелым пищевым отравлением, после освобождения заложников была жестоко убита.

1358249133_32323Первый самолет с освобожденными заложниками вылетел в Израиль через 53 минуты после приземления и начала операции. Прилетевших восторженно приветствовали в аэропорту Лод многочисленные встречающие, среди которых были представители правительства и лидер оппозиции Менахем Бегин.

Большинство стран свободного мира приветствовало Израиль за выдающийся успех в борьбе с международным терроризмом. Президент США Дж. Форд поздравил Израиль с завершением беспрецедентной военной операции, однако операцию Энтеббе осудили в Совете безопасности Организации Объединенных Наций. Представители Советского Союза и арабских государств обвиняли Израиль в «вопиющем нарушении суверенитета Уганды».

Кроме обычного хора осуждения Израиля в «прогрессивной» прессе, было проведено пять заседаний Совета Безопасности ООН (№№ 1939-1943 с 9 по 14 июля 1976 года), на которых было более 50-и выступлений. На этих заседаниях выступили представители следующих стран (некоторые по несколько раз).

С осуждением Израиля: Уганда (с жалобой на «агрессию»), Мавритания, Кения, Катар, Камерун, Китай, Ливия, Гвинея, Маврикий, Гайана, Бенин, Сомали, Югославия, Танзания, Пакистан, СССР (естественно), Маврикий, Панама, Румыния. Индия, Куба.
Поддержали Израиль: Англия, США, Франция, Швеция, ФРГ, Япония, Италия.

В лексиконе разоблачителей Израиля в основном использовались ругательные дипломатические термины типа «сионистское образование». Однообразно-осуждающие и демагогически звучали крики африканских мартышек в дипломатических манишках, которые еще не слезли с дерева марксизма-ленинизма. Как будто не было захвата самолета, взятия заложников, сортировки их по национальному признаку, как делали фашисты: евреи-израильтяне налево, все остальные направо. Как будто не было угрозы жизни заложников. Не было терроризма и международного преступления.

Обычная грязная демагогия – закрыть глаза на причину, ни слова про преступление террористов и их пособников – была, мол, только «ничем не спровоцированной агрессией Израиля против мирного независимого государства». В общем хоре осуждения выделялись выступления представителя Советского Союза (Харламов), которые хорошо отражали тогдашнюю беспардонно-наглую, идиотски-антисемитскую политику руководства СССР.

К общему хору осуждения присоединился и Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм. Он заявил, что израильский рейд представляет из себя «серьёзное нарушение национального суверенитета государства-члена ООН». Поддержка и пособие террористам не являются «серьезным нарушением». При этом за весь период кризиса с заложниками он так ничего и не предпринял, кроме пустых заявлений.

В противовес им очень хорошо сказал представитель США Скрентон (Заседание № 1941 – 12.07.1976, Пункт 95): «При таких обстоятельствах мне представляется, что правительство Израиля осуществило одну из самых замечательных спасательных миссий в истории, явившую собой сочетание мужества и мудрости, которые редко были – если были – превзойдены. Она воодушевила миллионы людей во всем мире, и я являюсь одним из них. Она была оправданной – подлинно оправданной – поскольку ни в чем неповинные мирные люди имеют право жить и быть спасенными от террористов, не признающих законов и готовых убить, если их требования не выполняются».


Проект резолюции СБ ООН был представлен США и Великобританией (№ S/12138 от 12.07.1976). В нем не было ни слова в осуждение Израиля. Проект состоял из 4-х пунктов: осуждение угона самолета с требованием предотвращения и наказания за такие террористические акты; сожаления в гибели людей в результате этого; необходимость соблюдение суверенитета стран; принять меры по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации. Только третий пункт о соблюдении принципа территориальной неприкосновенности государств косвенно касался Израиля, как, впрочем, и всех других стран.

Но этот проект не был принят, поскольку не получил требуемого большинства в 9 голосов и заседание СБ ООН закончилось безрезультатно, без решения. «За» проект проголосовали шесть стран – Италия, Великобритания, США, Франция, Швеция, Япония. «Против» никого не было. «Воздержались» две страны – Панама, Румыния. «Не участвовали в голосовании» семь стран – Бенин, Гайана, Китай, Ливия, Танзания, Пакистан, СССР. Попытка осуждения Израиля на главном международном форуме позорно провалилась!!!


Среди бойцов, участвовавших в операции, погиб лишь один – подполковник элитных частей Йонатан Нетаньяху, старший брат будущего премьер-министра Израиля. Он был смертельно ранен выстрелом в спину угандийского снайпера, когда солдаты уже покидали старый терминал. В честь него операция позже получила новое название «Мивца Йонатан» (Операция Йонатан).

В результате этой операции были уничтожены все террористы, убито около 35 угандийских солдат, более 100 солдат ранено. Уничтожено 11 угандийских истребителей.

истичник 1
и
сточник 2

источник 3


Добавляйте журнал в друзья тут и на соц сетях. У меня всегда интересно.
добавить в друзья
карт твитЯ на Твиттер imagesЯ ВКонтакте             images (1) Я на МойМир Маил ру.
кар фейсЯ на Фейсбук скачанные файлыЯ на Одноклассники 1Я на Инстаграм
Tags: Израиль, Израильский спецназ, История и культура, ЦАХАЛ
Subscribe

Posts from This Journal “Израильский спецназ” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment