?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Альберт, самый старший из восьми детей, родился в семье раввина-мечтателя Иосифа в 1869 году в небольшом германском городе Раунэн. По сведениям, полученным из книг биографа Альберта Кана Гранта Хильдебранда, вскоре после рождения первенца семья покинула Германию и в поисках лучшей доли уехала в Люксембург. Мать будущего архитектора, Розалия, обладая сильным характером, любила изобразительное искусство, музыку. А мальчик уже в детстве играл на фортепиано и увлекался рисованием.


Когда Альберту исполнилось 11 лет, семья эмигрировала в Америку, в быстрорастущий город Детройт, где в то время начался индустриальный и архитектурный бум. Так как семейство росло и испытывало большие финансовые трудности, Альберт был вынужден бросить школу и устроиться "мальчиком на побегушках" в архитектурную фирму Масона. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. И как только Альберт начал зарабатывать деньги, он стал материально помогать родителям, а позже даже оплачивать учёбу брата Юлиуса в Мичиганском университете. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. А, возвратившись в Детройт, он вместе с братьями-инженерами Юлиусом и Морицом в 1902 году создает собственную проектно-архитектурную компанию "Albert Kahn Associates Incorporated" (АЛА), которая успешно просуществует более ста лет. Альберт никогда не забывал о своём происхождении, и по его проектам на средства еврейской общины в Детройте возводятся великолепные монументальные здания синагог "Beth El", "Temple Beth El", оригинальнейшая по форме консервативная синагога "Shaarey Zedek". В 1906 году фирма Альберта Кана создаёт проект завода в Буффало (штат Нью-Йорк), который стал образцом для строящихся американских автозаводов "Большой Тройки".

В 10-е – 20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые ввёл непрерывный производственный поток и наладил серийное производство дешёвых и массовых автомобилей. Для введения поточной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, но для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого еврея-архитектора. И Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода в Хайленд – Парке (штат Мичиган) – просторного четырёхэтажного здания‚ пронизанного светом благодаря широкому использованию стекла. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту Альберта Кана открылся самый большой в мире‚ с несколькими поточными линиями и площадью около 500 га‚ завод "Форд Руж" в Дирборне (окрестности Детройта). Этот завод, который стал центром автомобильной промышленности США, – одна из вершин индустриальной архитектуры‚ внесшей в американский пейзаж великолепие‚ сделанное руками человека, а также "поэзию индустриализма".

Альберт Кан был прагматичным проектировщиком, который всегда добивался завершать все задания вовремя и, что не менее важно, в пределах бюджета. Способности и административные навыки Кана, который обладая ясностью мысли, разработал технологию, позволяющую проектировать огромный завод за несколько месяцев и такими же темпами его строить, произвели на Генри Форда огромное впечатление. Видимо, поэтому создатель названных и многих других заводов Форда, вошел в некоторые справочные издания как "архитектор Форда". Эстетика архитектуры Кана принимается на вооружение ведущими архитекторами мира, и, таким образом, эстетические принципы Альберта Кана сформировали индустриальную архитектуру XX века. А она, в свою очередь, оказала существенное влияние на создание в Советском Союзе мощнейшей военной промышленности, о чём сравнительно недавно рассказал в статье "Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности" редактор журнала "Евро-Экспресс" (Берлин, №50-2004 год), архитектор по образованию Дмитрий Хмельницкий.

В начале 1929 года, когда Америку охватила Великая Депрессия, в СССР приехал представитель компании "Форд" и, посетив Путиловский завод в Ленинграде, с удивлением обнаружил, что там без всякой лицензии под маркой "Красный Путиловец" несколько фордовских механиков собирали купленные в Америке и разобранные на части тракторы из Детройта. Но сборщики не знали секретов технологии отдельных деталей, и трактора выпускались с большими дефектами…

Советской, отечественной тракторной промышленности до 1930 года не было. А для выполнения курса партии на индустриализацию и укрепление обороны стране нужна была своя тракторная промышленность. Руководство СССР вынуждено было рассчитывать на иностранную архитектурно-градостроительную помощь, и даже давало зарубежным архитекторам известную свободу, позволяя им создать советские проектные организации по зарубежным образцам. В 1928 году группа московских инженеров явилась в Детройт и предложила самой известной в США фирме промышленного архитектора Альберта Кана составить проекты производственных зданий стоимостью в два миллиарда долларов. Около дюжины проектов должны были делаться в Детройте, остальные – в СССР.

Передовых советских инженеров поддержала пресса. В июне 1929 г. "Торгово-промышленная газета" писала: "

Госпроектстрой" должен стать "учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача – овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры".


И в феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". И ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.

В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. И Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР. Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за образец, и Кану был предложен больший пакет заказов на строительство новых тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске; самолетостроительных – в Краматорске и Томске; автомобильных – в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; проектирование Ленинградского алюминиевого завода и Уральской асбестовой фабрики, теплоэлектростанции в Якутске, станкостроительных заводов в Калуге, Новосибирске и других городах… Параллельно с выполнением этой колоссальной работы было организовано обучение советских проектировщиков.

Но эффективное сотрудничество с "Госпроектстроем" американцам организовать не удалось. 14 октября 1930 г А.Кан в письме в ВСНХ СССР пишет:

"Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро".

В другом письме А.Кана председателю Союзстроя Н.П.Комарову сообщалось:

"Из 300 работников очень немногие являются опытными, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединённых Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство".

Но несмотря на это, проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ – на проект гигантского Челябинского тракторного завода.

В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер писал в своей книге "Угроза красной торговли":

"Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год, очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков".


Между 1929 и 1932 годами американская фирма Альберта Кана в СССР спроектировала от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий, и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией во Второй мировой войне. Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок выпускать танки. А гусеничный трактор "ЧТЗ" сам по себе напоминал… танк. Через 11 лет, к июню 1941 г., в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысяч танков собственного производства…

За выполненное задание Альберт Кан с его коллегами получили от советского правительства, гонорар, а все строительство обошлось в два миллиарда (примерно 220 миллиардов нынешних долларов) долларов. Сталин же эту самую валюту получал из США, за счет пшеницы, которую туда отправлял пароходами в самый разгар массового голода советских людей в Поволжье и в Украине… и других сырьевых поставок. В 1932 году "любимый вождь всех народов" решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела и его сотрудники покинули Москву. А начиная с 1933 года, главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса стала для СССР… гитлеровская Германия… Заметим, что в СССР из-за "сугубой секретности" (вплоть до нынешнего XXI века) никто не слыхал и не знал ни про Кана, ни про "Госпроектстрой".

А фирма выдающегося американского проектировщика, еврея Альберта Кана продолжала успешно творить во многих странах мира. Только в Соединённых Штатах она спроектировала 1900 промышленных (каждый пятый промышленный объект!) и общественных зданий (университеты, больницы, банки, театры, библиотеки).


К началу Второй мировой войны по проекту Кана в Америке завершены такие важные военные предприятия, как танковый завод "Крайслера" в Детройте и огромный завод бомбардировщиков "Форда". Альберт Кан без устали трудился до последнего дня своей жизни, и умер в Детройте в зените славы в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо из-за железного занавеса, из CCCР, от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Веснина, одного из тех, кто курировал всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана. Фирма, созданная Альбертом Каном, существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный и прогрессивный промышленный архитектор, которого наряду с Вальтером Гроппиусом, Ле Корбюзье, Эрихом Мендельсоном и Оскаром Нимеиром считают архитектором, определившим лицо ХХ века. Имя этого иммигранта, отдавшего без остатка все силы и талант своей второй родине, Соединённым Штатам Америки, заслуженно внесено в список великих евреев мира.

22 июня 1941 года Адольф Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Германия начала войну, имея три с половиной тысячи танков. За три месяца Красная Армия потеряла 18 тысяч танков, 22 тысячи пушек, два с половиной миллиона пленных. Для любой другой страны такие потери означали бы полное поражение. Но не для СССР. Размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, за Уралом, помощь союзников и колоссальное напряжение сил всего народа сделали конечную победу возможной.


К сожалению, Альберт Кан не увидел результатов своих трудов. Он умер в 1942 году. С первого дня вступления США в войну он отдал все свои силы и возможности своих инженеров и конструкторов на службу военной промышленности Америки. Он работал без отдыха и выходных до последней минуты своей жизни и умер, склонившись над чертежной доской. Мориц Кан скончался еще раньше в 1938 году.

Смерть великого архитектора вызвала поток соболезнований и выражений скорби со всего мира. Приведу только два, но высказанные двумя людьми, которые может быть больше всех понимали влияние Альберта Кана на их жизнь и на жизнь стран, в которых они жили.

Вот что сказал Генри Форд:

Альберт Кан был один из самых лучших людей, которых я знал за всю мою жизнь. Плоды его гения остаются в каждом уголке земли. Его отличал утонченный вкус; его характер был воплощением цельности; его гражданские качества были выше всякой похвалы; и ни при каких обстоятельствах он не изменял своим принципам. Его будет не хватать и как человека и как помощника в выполнении великих планов.

А вот что написал Виктор Веснин, один из самых авторитетных в то время архитекторов Советского Союза, на свой страх и риск пославший телеграмму вдове Альберта Кана:

"Альберт Кан оказал нам огромную услугу в проектировании большого числа заводов и помог нам приспособиться к американскому опыту в сфере промышленного строительства. Советские инженеры и архитекторы будут всегда и с большой теплотой вспоминать имя Альберта Кана, талантливого американского инженера и архитектора."

Следует отметить, что в это время официальная советская пропаганда уже начала переписывать историю, принижая участие американских конструкторов до уровня незначительной технической помощи под руководством советских инженеров.
В таких условиях признание истинной роли Кана в письме за границу было делом весьма рискованным...
Никаких официальных соболезнований от Правительства СССР вдове Альберта Кана выслано не было...

Исаак Трабский

Posts from This Journal by “СССР” Tag

Buy for 110 tokens
21 июля Севастопольская городская избирательная комиссия отказала в регистрации списка «Партии Дела» на выборах в Законодательное собрание города. Как сообщалось ранее, основной причиной стало нарушение, по мнению комиссии, формы подписного листа, а именно не указание в…

Profile

я я
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

ТУТ МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

4506266_original

Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Powered by LiveJournal.com