?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С кем боролся Иаков?


T-

Фото Википедия: Поль Гюстав Доре. Яков, сражающийся с ангелом.

«И остался Иаков один. И боролся איש некто с ним, до появления зари; и увидел (некто), что не одолевает его, и поранил состав бедра, и хлопнул по составу бедра Иакова, когда он боролся с ним.

И сказал: Отпусти меня, ибо поднялась заря.

И сказал (Иаков): Не отпущу тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: Как твоё имя? И сказал ему: Иаков.

И сказал: Не Иаков имя твоё отныне, а Исраэль, ибо бился с אלוהים Богом (вар.: с духом предков) и человеков одолеешь.

И спросил Иаков и сказал, прошу тебя, скажи своё имя.

И сказал: Зачем спрашиваешь о моём имени? И благословил его שם там (вар.: Шем, имя праотца).

И назвал Иаков место: Пенуэль, ибо видел лицо Бога (вар.: видел лицо духа предка) и спаслась моя душа.

И взошло солнце, когда проходил Пенуэль; и хромал на бедро своё.

Поэтому не едят сыны Израиля жилу, которая на составе бедра, до сегодняшнего дня, потому что повредил жилу на составе бедра Иакова» (Берейшит/Бытие 32:24-32; перевод с иврита Рама Юдовина).

На мой взгляд, история о борцовском поединке между Иаковом и божеством носит отголосок древнейшего предания, которое объясняет не только причину, по которой сыны Израиля (до сего дня) не едят бедренное сухожилие, но и происхождение названий Пенуэль и Исраэль.

Вначале повествования автор не рассказывает, с кем встретился Иаков, называя того «Некто». Допустим, это сделано для литературной интриги. Далее мы узнаём, что Иаков боролся с богом… Здесь возможен иной перевод, который покажет эту странную историю с другого ракурса.

Автор для обозначения слова «бог» использует слово «элоhим».

В книге Царств именно таким словом назван выходящий из земли дух пророка Шмуэля (Самуил):

וַתֹּאמֶר הָאִשָּׁה אֶל-שָׁאוּל, אֱלֹהִים רָאִיתִי עֹלִים מִן-הָאָרֶץ

«И сказала женщина Шаулю: אֱלֹהִים (божество, вар.: духа предка) видела, поднимающегося из земли» (1 Цар. 28:13).

В разных переводах перед словом «бог» ставят слово «как бы», которого в оригинале текста нет.

Если речь идёт о духе предков, становится понятен страх этого «Некто» перед восходящим солнцем (позже поверье о светобоязни перекочевало в легенды о вампирах).

Царь Шаул, зная об этом, приходит к волшебнице ночью (1 Цар. 28:8).

К Бильаму, сыну Беора, именно ночью приходят אלהן (боги; духи предков): ויאתו. אלוה. אלהן. בלילה

«И пришли к нему ночью в видении боги (духи предков) и сказали Бильаму, сыну Беора» (Надпись Билама, сына Беора, IX  век до н.э.).

В этой надписи на арамейском языке для обозначения духов предков используется точно такое же слово «Элоhим», как и в историях про Иакова и Шауля, где речь скорее всего идёт о духе предков.

Позже слово «Элоhим» приобрело иное значение – Бог. 

Вполне возможно, автор донёс до нас имя этого духа предка Иакова: ויברך אתו שם  «И благословил его Шем» (Быт. 32:30).

Пророку Ошеи (Осия) была известна легенда об Иакове, боровшемся с Элоhим:

וּבְאוֹנ֖וֹ שָׂרָ֥ה אֶת־אֱלֹהִֽים

«И возмужав боролся с Элоhим» (Ос. 12:3).

Строкой ниже Ошея говорит, что Иаков боролся с ангелом (Ос. 12:4). Возможно, уточнение произошло, когда слово «Элоhим» изменило свой первоначальный смысл. 

Очевидно, что этот текст о встрече божества с Иаковом был написан во времена царей Израиля, поэтому требовалось объяснить смысл названия «ПенуЭль» (Лицо Эля) — самой северной точки Израильского царства. 

А что означает название племени «ИсраЭль»? Нас опять подводит перевод. Практически во всех случаях, где упоминается אל (Эль), речь идёт о конкретном верховном ближневосточном божестве по имени Эль, но никак не об абстрактном понятии «Бог», которое возникло чуть позже.

Вполне возможно, это имя состоит из трёх компонентов: первая буква י  «йуд» означает имя יעקב Иаков; слово שרה  сара (или сра) – боровшийся, а Эль – имя божества, которого примерно в IX-VIII веках до н.э. почти полностью вытеснил Бог Израиля, по имени YHWH.

Предания могли происходить из разных источников, требовалось собрать их и объединить в одно стройное повествование. Не всегда это гладко получалось. Элоhим мог превратиться в Эля или наоборот. Возможно толкование названия племени «Боровшийся с Элем» и вовсе неверно, его изменили, чтобы показать противостояние сынов Иакова с верховным ханаанским божеством, а вначале оно имело обратный смысл, например: «Прославляющий Эля», как название племени Йеуды – «Славящий YHWH».

Рам Юдовин

Posts from This Journal by “евреи” Tag

Buy for 110 tokens
21 июля Севастопольская городская избирательная комиссия отказала в регистрации списка «Партии Дела» на выборах в Законодательное собрание города. Как сообщалось ранее, основной причиной стало нарушение, по мнению комиссии, формы подписного листа, а именно не указание в…

Comments

kauri_39
May. 5th, 2019 01:01 pm (UTC)
Почему бы не допустить, что те "боги", "элохимы", "ангелы", которые в Библии имеют антропоморфные проявления, это инопланетяне - представители нашей родительской цивилизации? А реальный Бог-Творец - незримый создатель Вселенной и вдохновитель пророков - это совсем другая сущность?
Тогда всё прекрасно объясняется и не противоречит современному мировоззрению. Для правильного понимания смысла библейских текстов, по-моему, надо подключать научные знания и логику.
grimnir74
May. 6th, 2019 03:58 am (UTC)
почему бы не откинуть лишнюю сущность по бритве Оккамы?
kauri_39
May. 6th, 2019 05:03 am (UTC)
Без ведения "лишней сущности" в виде инопланетян мы не разрешим противоречия между Богом-Творцом и ангелами с крыльями: Бог есть, а ангелы - видение незрелого ума. Мы видим разумом, и понимаем видимое - новое и не понятное для нас - не сразу, а по мере развития разума. Нельзя превращать бритву Оккама в меч Прокруста.
grimnir74
May. 6th, 2019 06:04 am (UTC)
Ну инопланетяне вещь реальная в отличии от сказки про Бога
kauri_39
May. 6th, 2019 08:22 am (UTC)
И эта сущность тоже необходима, её бытие тоже следует из научных фактов и логики. У меня в посте "Пятимерный мультиверс" об этом говорится.
grimnir74
May. 6th, 2019 10:45 am (UTC)
об этом много где говорится но ни наука ни знания к этим фантазиям отношения не имеют
kauri_39
May. 6th, 2019 05:38 pm (UTC)
К каким фантазиям? При выводе общего закона эволюции материи и пятимерного мультиверса всё начинается с научных знаний и ими же заканчивается - при их проверке. Бог - это просто производное свойство высшей формы материи, обнаруживается в отдельной ветке рассуждений.
Представьте младенца, который недавно открыл глаза и видит вокруг себя колыбель, комнату, через окна комнаты - жилые и торговые дома его города. Он воспринимает этот искусственный мир естественным. Таким же естественным мы воспринимаем и окружающую нас Вселенную. Правда, находим удивительным невероятное сочетание её фундаментальных параметров, благодаря которому в ней возможна эволюция и зарождение жизни. Но атеистам спокойнее как-то обойти этот признак искусственного происхождения Вселенной. Это нормальная реакция для детского ума, но пора уже взрослеть.
"И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего" (Второзаконие - о последовательности в обучении Богом).

Profile

я я
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

ТУТ МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

4506266_original

Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Powered by LiveJournal.com