Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Альфонсо VIII и легенда о еврейки Рахели из Толедо




Эта история была изложена в Crónica General Альфонса X и основывалась на легендах, устных рассказах и песнях трубадуров (Хроника была написана по приказу короля Альфонсо X Мудрого,  в ней описывались все события испанской истории с момента заселения полуострова и до периода жизни самого короля).

Итак, мы займемся историей несчастной любви Альфонса и Фермозы, Еврейки Толедо. Мы проанализируем исторический, биографический и социальный контекст легенды, а также ее возрождение в испанской и мировой литературе.

Исторический контекст.

Все правление Альфонса VIII вращалось вокруг смертельной схватки  Альмохадами. Понеся несколько тяжелых поражений, Альфонс вышел из этой борьбы победителем после победы при Лас Навас де Толоса. Наиболее выдающимися событиями этой конфронтации были завоевание Куэнка (1177), поражение при Аларкос (1195) и сдача замка Сальватьерра, считавшегося главным бастионом всего кастильского королевства и воротами в Андалузию.

Поражение, нанесенное Абу Якубом аль-Мансу Альфонсу при Аларкорс считалось наказанием, ниспосланным свыше за совершенные им грехи и ошибки.

Частично поражение объяснялось нетерпеливостью Альфонса, не желавшего подпускать Альмохадов к Толедо и не дождавшегося подкреплений от других католических монархов. После тяжелого боя у укрепления Алако Альфон потерпел поражение и был вынужден ретироваться в Толедо. Слоган Абу Якуба аль-Мансура “Только Аллах – победитель” стал эмблемой династии Насридов в Гранаде, основателем которой стал Ибн аль Ахмар (Мухаммед I).

Великим триумфом Алфонсо VIII стала победа под Навос де Толоса 16 июля 2012 года – плод совместных усилий кастильцев, Наварры, Каталонии и Арагона. Союз был создан архиепископом Толедо Родриго Хименес де Рада, Папа Иннокентий III объявил его крестовым походом. Крестовый поход стал одним из главных факторов, которые привели к закату династии Альмохадов в Испании.

С этого момента реконкиста продвигалась очень быстро: Кордоба пала в 1236, Валенсия в 1238, Хаэн в 1246 и Севилья в 1248. С этого момента аль-Андалус был фактически сведен к насридскому эмирату Гранада, который протянул до 1492 года. Благодаря этому упомянутый союз будут всегда помнить как одну из самых славных побед Испании.

Социальный контекст

Евреи, мост между христианами и мусульманами, были незаменимы в экономической и политической жизни из-за их административных навыков и денег. После взятия Толедо христианами в 1085 году установилась культурная гегемония этого города над полуостровом – и туда устремились евреи аль-Андалус, изгнанные Альмохадами.  Город превратился в один из великих культурных центров Средневековья. Философия, медицина, естественные науки, восточная литература распространялись благодаря Школе Переводчиков Толедо по всей Европе.

Это было одной из причин, по которой короли защищали евреев. Евреи представляли собой четко очерченный коллектив, пользовавшийся правами значительной автономии, Альджама подчинялась напрямую королю,  у нее были собственные синагоги, школы и кладбища. Альджама могла диктовать свои собственные легальные нормы и приказы. Все члены еврейского квартала собирали деньги, которые выплачивались королю. Экономический и социальный успех евреев, вместе с религиозным фанатизмом католиков возбуждал ненависть среди христиан, и этот аспект испанской жизни нашел свое отражение в литературной традиции.

Биографический контекст.

У короля Альфонсо VIII по прозвищу Благородный и Добрый не было счастливого детства. Его рождение в 1155 году стоило жизни матери – Бланке де Наварра, дочери Элеоноры Аквитанской. Он также потерял своего отца, Санчо III, когда ему было всего три года. Воспитание наследника было поручено семье Кастро. Регентом был Гуттиере Фернандес де Кастро. В результате его вражды с другой влиятельной семьей – Лара, он был вынужден отказаться от регентства. Лара контролировали Алфонсо девять лет, после чего, в 1169 он вступил на трон и взял бразды правления в собственные руки. Альфонсо пришлось разбираться с соперниками из Леона и Наварры, отобравшими территории его королевства пока он был ребенком.

В 1170, в возрасте 15 лет он женился на донне Леоноре, дочери английского короля Генри II, которой тогда было десять лет. Брак, несмотря на то, что у четы было 11 детей и он продлился 44 года, считался несчастным. Среди детей Альфонса были Беренгуела Великая, будущая регентша Кастилии и королева-супруга Леона и Бланка. Бланка стала женой Луи VII и матерью Луи Святого. Сын Альфонса, Генрих I, взошел на престол в возрасте 10 лет и погиб через четыре года, играя с детьми во дворе замка епископа Паленсии в 1217 году. Альфонсо VIII умер 6 октября 1214 года в деревне Гуттиере Мунос в провинции Авила – через два года после победы при Навас де Толоса. Он вместе со своей женой похоронен в монастыре Хуеглос в Бургосе.

Источники легенды

Говорят, что Альфонсо VIII страстно любил еврейскую женщину из Толедо. Первое упоминание этой любви можно найти в Crónica
General de Alfonso X. Хроника считается достоверным, близким к фактам источником. В Coronica de España на странице 345 написано:

“И тогда король Альфонсо, в начале своего правления, женился на донне Леонор, но, согласно тому, что мы слышали он увлекся еврейкой, чье имя было Фермоза, и забыл жену. Он развлекался с ней много времени. Он не мог покинуть ее ни на минуту, и не занимался ничем другим, и это продолжалось почти семь лет. Знатные люди согласились, что нужно спасать королевство, и решили убить ее и обвинить своего суверена в том, что они потеряли, и согласившись на этом, они пошли к королю, и в то время как одни говорили с ним, другие вошли в заветные королевские покои и убили ее, и многих кто был рядом с ней. Страсть короля была так велика, что он был вне себя от горя. Вассалы увезли короля из Толедо в место, которое называется Иллиескас.  Там они говорили с ним, пока другие занимались еврейкой. Там явился к королю ангел, который сказал: Альфонсо, ты согрешил с еврейкой и Господь дал тебе ту кару, которую ты заслужил. Король стал молить Господа о милости. И сказал ему Ангел побойся Господа, это правда, что он потребовал того, чтобы твой грех был так бесцеремонно прерван. Ты должен править королевством, которым ты не правишь, ты должен заботиться о своей линии наследования, тем что ты натворил ты вызвал великую ярость Божью. Король очень опечалился и сказал: я сделаю то, что повелел ангел. С этого момента он всегда боялся Господа и творил только добро, и за свою жизнь совершил много добрых дел и подвигов, о которых я расскажу позднее в этой хронике”.

Эта легенда стала источником бесчисленных пересказов, версий и фантазий в испанской и мировой литературе.

“Ракуель” Гарсиа де Хуерта является важнейшим событием в истории испанского театра. Пьеса была написана в 1778 году. Очень быстро она была переведена на французский и немецкий и разошлась по всей Европе. Все знали ее наизусть, было написано более 200 копий от руки.

В соответствии с строгими канонами французской классической пьес все действие происходит в одном месте – в тронном зале замка Альказар в Толедо. Двое важных придворных – Гарсеран Манрике де Лара и Хернан Гарсиа де Кастро говорят о любви своего короля, который на протяжении семи лет находится в плену преступной страсти к еврейке. Хернан Гарсия негодует из-за слабости своего суверена, в то время как Гарсеран Манрике, придворный фаворит, верит в то, что следует подчиняться королям, а не критиковать их.

Тут появляется сама Рахель, в сопровождении своего фаворита Рубена (в последующих версиях этой истории Рубен — старый и злобный еврейский ведмак, околдовавший и Альфонсо и Рахель с помощью дьявольских амулетов). Манрике галантно отдает честь обоим, в то время как Гариса гордо заявляет о том, что раны, полученные им на войне свидетельствуют о его преданности королю, но не обязывают его склоняться перед постыдной страстью короля. Еврейка в приступе ярости жалуется королю на бесстрашного горца. Но королю не до того – в Толедо начался мятеж, народ кричит: Смерть Рахель, да здравствует Альфонсо!” Мизерабль Рубен в страхе убегает, в то время как Манрике советуем ему укрыться башне замка.

Рахель удаляется, является король. Хернан Гарсия, которого злодей Рубен обвинил в том, что тот является главой мятежников, галантно защищает их дело – дело людей, сопровождавших короля в Святую Землю, людей, которые нанесли поражение неверным и сражались под Алакрос. Он обвиняет Альфонсо в непростительной слабости. Расчувствовавшийся монарх повелевает написать декрет об изгнании всех евреев и найти Рахель.

Энергия и настойчивость, однако, не являются сильными сторонами характера короля в этой пьесе. Во втором акте он сожалеет о своем решении и умоляет Манрике вскрыть вены, дабы прекратить страдания. Рахель возвращается. Рубен советует ей вновь завоевать сердце любовника, дабы укрепить позиции евреев. Она падает на колени перед королем и говорит ему, что он никогда не сможет ее забыть, и что ее портрет навсегда будет запечатлен в его сердце. Она, однако, отказывается оставаться в Толедо, и Альфонсо в отчаянии, и грозит пронзить свое сердце мечом. Евреи же только выигрывают от такой ситуации. Рахель остается при условии отмены приказа об изгнании евреев. Король сажает ее на трон. Король наделяет ее фаворита всеми полномочиями, Манрике и придворные  с уважением целуют его руку. Вернувшийся Хернан Гарсия видит на троне и во всем дворце евреев.

В третьем акте формируется заговор против всех этих безобразий. Заговорщики собираются во дворце и решают убить Рахель. Только Хернан Гарсиа выступает против, указывая на то, что это будет недостойно кастильцев убивать женщину. Манрике объявляет Хернану, что король решил отправить его в изгнание. Гарсия обвиняет придворного в лицемерии, в том, что тот продался за бенефиции.

Король отправляется на охоту. Рубен, наделенный всеми полномочиями королевской власти, освобождает евреев от всех налогов и податей. Налоги на кастильцев увеличены вдвое. Им запрещено с оружием въезжать в Толедо, Хернан Гарсия отправлен в изгнание.

В этот момент раздаются крики мятежников, они врываются во дворец. Рубен снова трусливо убегает. Благородный Гарсиа во второй раз пытается спасти жизнь еврейки, предлагая ей скрыться в башне до возвращения короля. Она отказывается и предпочитает умереть  во имя любви, нежели быть обязанной ему свой жизнью. Она выходит, и в этот момент в залу врываются мятежники. Гарсия совершает третью бесполезную попытку спасти ее жизнь, конспираторы пересекают сцену. Из другой двери вновь появляется Рахель. Конспираторы гонятся за ней с обнаженными мечами в руках. Она обвиняет их в убийстве женщины, чье единственное преступление в том. что ее любит король. Видя, что это не имеет никакого воздействия на мятежников, она без раздумий устремляется под их удары. Главный заговорщик, однако, предлагает, чтобы ее убил Рубен – с тем, чтобы спастись от гнева короля. Рубен радостно обменивает свою жизнь на жизнь Рахели и убивает ее. Рахель умирает счастливо во имя любви. Она восхваляет доблести Хернана Гарсия и проклинает предателя Рубена. Обезумевший от горя король убивает мерзавца. Кастильцы на коленях ползут к королю, чтобы получить заслуженное ими наказание за оскорбление его величества. Альфонсо яростно устремляется на них, но Гарсия удерживает его. Альфонсо прощает заговорщиков, говоря себе, что на нем – главная вина за смерть еврейки.

Нет необходимости указывать на всю неправдоподность подобного сюжета. Гарсия де ла Хуерта был вдохновлен Chronique générale d’Espagne. Он заимствовал многие пассажи из более ранних поэм Уллоа Персира и драмы Диаманте. Несмотря на его стремление жестко придерживаться французского канона, на обилие сцен, и, казалось бы, чисто испанский сюжет, пьеса пользовалась потрясающим успехом – не только в Испании, но и за рубежом – в первую очередь, во Франции и в Германии, из-за того, что она во многом напоминала историю Эстер.

Трагедия Гарсия де ла Хуерта была практически дословно воспроизведена во Франции Жаком Казот, в Германии Йоханом Христианом Эрандом. Произведение последнего стало основой для незаконченной драмы Франца Грильпарцера,  которая, несомненно, является лучшим из всего, написанного на эту тему.

по материалам:

Amores de Alfonso VIII y Raquel, la judía de Toledo
Autores: Josefa García Martín
Localización: Alcazaba: revista histórico-cultural, ISSN 1886-1180, Nº. 12-13, 2012-2013, págs. 45-64

Alphonse de Castille et la Juive de Tolède [article]
sem-linkÉlie Lambert
Bulletin hispanique Année 1923 25-4


Tags: cherchez la femme, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments