Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Эрец Исраэль под властью арабов

islammap

Эпоха владычества арабов в Эрец Исраэль делится на четыре периода:

1-завоевание и освоение страны, до 660 года;
2-династия Омейядов, 661-750;
3-династия Аббасидов, 750-969;
4-династия Фатимидов,969-1099.

Завоевание и освоение страны, 638-660 гг.

Постоянное проникновение арабов на территорию Эрец Исраэль не позволило им создать здесь постоянную национальную общность людей. В этой период страна Израиля была частью крупного арабского государства. Государственная казна пополнялась за счет налогов, взимаемых с немусульман. Позднее арабские горожане и земледельцы тоже стали облагаться налогами.



Первоначально управление страной целиком зависело от армейских представителей, которых интересовала только жажда наживы. Позднее халифы заменили ее наемным войском, комплектовавшимся из турок и сельджуков. При всех этих переменах неизменной оставалась только деспотическая власть и продажная администрация.

Включение Эрец Исраэль в арабский мир сыграло огромную роль в культурном развитии исламской империи.

Евреи Эрец Исраэль возлагали большие надежды на арабов, честно служили им и помогали, особенно в военное время. Влиятельные евреи диаспоры выступали при дворе Омейядов защитниками евреев Эрец Исраэль от произвола местных правителей. Это способствовало притоку евреев в страну и еще больше пополняло казну арабских правителей.

Вторжение арабов в Эрец Исраэль началось в 634 году. В феврале арабы дошли до ворот Газы. В 636 они нанесли поражение византийскому войску, которое еще удерживало Иерушалаим. Осада началась в июле 637, а в марте 638 город сдался халифу Омару ибн Хаттабу. В 640 пала Кесария - последний оплот Византии в Эрец Исраэль.

Планируя завоевание, Мохаммед вступил в соглашение с евреями некоторых южных городов. В армии завоевателей было много евреев. Один историк писал, что "все остатки сынов Израиля присоединились к арабам и вместе с ними образовали большое войско". По свидетельству того же историка, вожди этой объединенной армии обратились к Ираклию с предложением вернуть евреям страну их отцов, взамен обещая воздержаться от военных действий на чужой территории. Арабские историки также признают ценность поддержки евреев и самаритян. Они сообщают, что Омар заключил с евреями договор, по которому им разрешалось селиться в Иерушалаиме.

Первоначально в Иерушалаим переселилось 70 семей. Евреи получили право молиться на Храмовой горе и построить там синагогу. Наличие еврейских поселений на южном склоне Храмовой горы подтверждают и археологические находки. Понемногу поток возвращающихся евреев все увеличивался. Они вновь получали отнятые ранее земли, строили синагоги.

Поощряя еврейское земледелие, арабские завоеватели стремились прежде всего обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну. Землевладельцам запрещалось продавать землю мусульманам, так как первые халифы стремились препятствовать превращению мусульман в земледельцев. Они должны были воевать, а покоренные страны - обеспечивать их всем необходимым.

Многие евреи усматривали в улучшении своей жизни признаки приближающегося избавления.

Однако подлинные цели "сынов Исмаила" проявлялись по мере того, как, после переноса столицы халифата из Медины в Дамаск, методы арабского управления Эрец Исраэль приобретали все более жесткий характер, а сама страна все более заселялась арабами. К тому же арабы, подобно христианам, стремились овладеть святыми местами Иерушалаима и всей страны. Первоначально евреи и арабы пользовались равными правами во всех этих местах, но постепенно евреи утрачивали свои права. Позже были отменены привилегии евреев на Храмовой горе. Лишенные возможности молиться на Храмовой горе, евреи перешли на Масличную гору, объявив, что на нее снизошла шхина.

Династия Омейядов, 661-750.

Со времени Муавии, который воцарился в 661 году, заселение Эрец Исраэль особенно поощряется властями. Специально выделяются государственные земли, которые раньше сдавались частным лицам в аренду. Муавия был первым халифом, который владел землями лично. На этих землях он селил своих воинов. Евреи продолжали быть только арендаторами на своей земле. Халифы использовали это обстоятельство и изымали у евреев земли в огромных количествах. Многие евреи предпочли рабству изгнание.

К началу VIII века налоговое бремя стало очень тяжелым. В это время значительно усилился мусульманский фанатизм. В целом положение евреев оставалось стабильно ухудшающимся.

Династия Аббасидов, 750-969 г.г.

Нетерпимость при Аббасидах усиливается во всех странах ислама. К тому же отпала финансовая и политическая необходимость, препятствовавшая распространению ислама среди сынов Израиля.

Насильственное обращение в этот период не практиковалось, а мусульманский фанатизм проявлялся в унижении и оскорблении "неверных", в насилии, грабежах и вымогательствах.

В Эрец Исраэль эта политика проявлялась в преследовании евреев и христиан, в стремлении выгнать их из страны и насадить в ней исламские порядки. Страдавшие от арабов христиане присоединились к своим притеснителям в деле преследования евреев. На протяжении всего X века нападения христиан на своих соседей в Иерушалаиме были обычным делом.

Важным этапом антиееврейской политики было объявление всей Эрец Исраэль святым местом ислама. Земли, прилегающие к Храмовой горе, были отведены для погребения важных арабских персон.

Арабы любой ценой стремились стать большинством на этой земле, но, похоже, что этот процесс шел медленно, и на новом месте они часто оставались разрозненными этническими группами. Евреи же никогда не оставляли своей земли, надеясь, что "больше они не будут знать изгнания". По материалам Каирской генизы можно предположить, что в разных частях Эрец Исраэль проживало около 50 общин. Очевидно, что евреи жили не только в городах, но и в прилегающих к ним районах.

Ведущую роль в жизни ишува играл в это время центр в Вавилонии. Еврейство диаспоры признавало авторитет гаонов Вавилонии и Эрец Исраэль. Между общинами поддерживались прочные связи, что помогало сохранению единства галахических норм. Эрец Исраэль все еще оставался духовным центром еврейства. Самоуправление осуществлялось иешивой, находящейся в Иерушалаиме, позднее - в Рамле, а после завоевания Иерушалаима турками-сельджуками в 1071 году - в Тире.

Гаон, стоявший во главе иешивы, фактически обладал властью, аналогичной власти вавилонского экзиларха. Он возглавлял население Эрец Исраэль и выступал его представителем перед властями, вел с ними переговоры, иногда совершал поездки в резиденцию халифа в Багдаде, а затем в Каире. Он назначал глав общин и даянов (судей). В первый период арабского владычества должность гаона, видимо, занимали члены семьи Мара Зутры III, который приехал из Вавилонии, где его отец был экзилархом, за 120 лет до арабского завоевания. Затем гаонами снова стали потомки Иехуды ха Наси.

Религиозные руководители Эрец Исраэль настаивали на непререкаемом авторитете сложившейся в стране традиции и оспаривали права Вавилонского еврейства на аналогичные претензии.

Один из величайших мыслителей этой эпохи, Саадия Гаон, родившийся в Египте, посетил Эрец Исраэль и ознакомился с ее иешивами перед тем, как возглавить одну из иешив в Вавилонии. Он дискутировал с гаоном Ахароном бен Меиром в 920 году по вопросам о еврейском календаре и установлении сроков праздников.

Ученые Тверии были также и поглощены проблемой точной передачи текста Священного писания для точной и верной переписки Торы и других книг, то есть для точной передачи их другим поколениям. Масора - дословно обозначает "передача". Ученые, выполнившие эту задачу, называются масоретами, а установленный ими образцовый текст - масоретским. Масоретский текст - тот самый, которому до сих пор следуют переписчики свитков Торы.

Масореты рассмотрели библейский текст слово за словом, букву за буквой. В течение предыдущих столетий многие неевреи переводили Тору; нередко эти переводы были неточными. Масореты внимательно сравнили разные версии и решили, какая из них соответствует первоначальному оригиналу. Масореты трудились и в школах Вавилонии, но образцовым был признан текст, разработанный в Эрец Исраэль.

Масореты также разработали систему особых значков для огласовки еврейской письменности.

Основная деятельность масоретов падает на VII-X века. Среди них особо выделялись ученые Бен-Ашер и Бен-Нафтали.

Страна Израиля по-прежнему оставалась центром мессианских надежд и движений. Одни отстаивали необходимость вооруженной борьбы, другие учили, что единственный путь к спасению - оплакивание Сиона. Они носили траурные одежды и вели аскетический образ жизни. Мистические секты этого периода явились предшественниками мессианских и других религиозных движений, в частности, секты караимов.

Династия Фатимидов,969-1099 г.г.

Положение евреев значительно улучшилось с приходом к власти Фатимидов. В первые годы их правления евреи занимали высокие государственные посты. Важного поста при дворе первых халифов этой династии достиг государственный деятель, астролог и врач Палтиэль (умер в 975 г.).

Под властью Фатимидов процветали Тир и Сидон, в которых имелось значительное еврейское население. Важными центрами еврейской жизни были Иерушалаим, Тверия, Рамла. Фатимиды активно укрепляли города в прибрежной и приграничной зонах. Крепость Хайфа была передана евреям. В ней находилась крупная иешива. Несмотря на то, что наметился приток населения, Эрец Исраэль продолжали покидать многие евреи, в том числе и видные талмудисты.

В противоположность Иерушалаиму, где источники пропитания были скудными, Рамла стала крупным торговым центром.

В Тире евреи занимались производством стеклянных изделий, были здесь и судовладельцы. По своему значению Тир не уступал Рамле.

Положение евреев в прибрежных городах было, видимо, лучше, чем в центре страны. Они обладали монополией в красильном промысле, занимались изготовлением лекарств и благовоний.

Трудности существования евреев в Эрец Исраэль определялись, в первую очередь, тяжелым налоговым гнетом.

В течение всего этого периода Эрец Исраэль оставалась центром еврейского образования и местопребыванием гаонов. Однако материальные трудности способствовали уменьшению значения этого духовного центра по сравнению с Вавилонским.

Сельское хозяйство страны переживало тяжелый кризис. В стране господствовала анархия и произвол чиновников. Усилилась эмиграция евреев в соседние страны, особенно после указов халифа ал Хакима, 996-1026, один из которых предписывал насильно обращать в ислам евреев и христиан. Гонения ал Хакима сильнее всего сказались на жителях Иерушалаима. Многие евреи были убиты; оставшихся в живых заставляли выполнять тяжелые унизительные работы. Синагоги были разрушены. На евреев была возложена огромная контрибуция. В эти годы полностью прекратилось паломничество в Иерушалаим, а в самом городе жило не более 50 человек. Парадоксальным образом эти указы повлияли на судьбу евреев, проживающих в странах Европы. Там новую волну гонений на христиан приписали влиянию евреев на халифа. Хотя указ ал Хакима был вскоре отменен и власти вернулись к политике религиозной терпимости, в Европе долгое время продолжали обвинять евреев в преследовании христиан. Да и самому ишуву в Эрец Исраэль был нанесен тяжелый удар. Эмиграция превысила алию и существование ишува находилось под угрозой.


источник
Tags: Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments