Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Евреи в Чехословакии после ВМВ


В ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска армий пяти стран Организации Варшавского договора вторглись на территорию Чехословакии. Операция "Дунай" стала советским ответом на попытку либерализации социализма. Оккупация продлилась два десятилетия.

В первые послевоенные годы в Чехословакии проживало, по приблизительным оценкам, 50–55 тыс. евреев, из них 20–25 тыс. в Богемии и Моравии (в еврейские общины этих областей к началу 1948 г. входило 19 123 человек) и 25–30 тыс. в Словакии. В мае–сентябре 1945 г. в Богемию, Моравию и (в наименьшей степени) Словакию переселилась значительная часть переживших Катастрофу евреев Закарпатья, которое по советско-чехословацкому договору, заключенному 29 июня 1945 г., было передано Советскому Союзу.

Вскоре после освобождения Чехословакии вновь начал действовать Совет еврейских общин Богемии и Моравии, в который вошли 43 общины; его председателем стал Э. Фришер. В Словакии Центральный союз еврейских общин под руководством А. Фридера (1911–46) был создан на исходе 1945 г.; в 1946 г. он вступил во Всемирный еврейский конгресс

Наибольшим влиянием в обоих объединениях (в 1947 г. их руководители создали координационный совет) пользовались сионисты, ставшие на непродолжительное время ведущей политической силой в среде чехословацких евреев. Значительную материальную и организационную помощь еврейскому населению страны оказывали международные еврейские ассоциации, прежде всего Джойнт. Многие евреи работали в административных органах вновь созданного чехословацкого государства, в том числе и на высоких постах; это стало одним из факторов нового усиления антисемитизма в Чехословакии, особенно в Словакии: уже в 1945 г. нападения на евреев имели место в словацких городах Прешов, Бардеёв, Топольчани и Жилина (в последнем были убиты два еврея); в 1946 г. и 1948 г. антиеврейские беспорядки произошли в Братиславе.

После того, как в феврале 1948 г. власть в Чехословакии захватили коммунисты, а в мае того же года в Эрец-Исраэль было создано еврейское государство, чехословацкие евреи начали в массовом порядке покидать страну: к 1950 г., когда последовал запрет на эмиграцию, 18 879 человек переселились в Государство Израиль, еще около семи тысяч — в другие государства; численность еврейского населения Чехословакии сократилась до восемнадцати тысяч человек. Одновременно руководство Советом еврейских общин Богемии и Моравии и Центральным союзом еврейских общин Словакии перешло в функцию созданных евреями-коммунистами «групп действия»; оба объединения оказались, по сути дела, под жестким контролем государства и партийных органов.

К концу 1949 г. чехословацкому еврейству пришлось прервать все связи со Всемирным еврейским конгрессом и еврейскими общинами других стран; в том же году власти ликвидировали все сионистские организации, а в начале 1950 г. были закрыты представительства Джойнта и Еврейского агентства в Чехословакии (их сотрудников выслали из страны).

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. евреи занимали ряд высших должностей в партийном и государственном аппарате, например Р. Сланский был генеральным секретарем компартии Чехословакии. В результате же процесса Сланского (судебное дело в Чехословакии по обвинению группы видных деятелей компартии и правительственных чиновников в заговоре с целью свержения коммунистического режима и реставрации капитализма) в ноябре 1952 года, проходившего в атмосфере откровенного антисемитизма, и ряда последовавших за ним судебных дел и чисток тысячи евреев были сняты с ответственных постов, сотни казнены или приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

В ходе процесса Сланского, Государство Израиль, его руководители и дипломатические представители в Праге, прежде всего первый израильский посланник в Чехословакии — Э. Авриэль (1917–80) и сменивший его А. Л. Кубовы (1896–1966), были обвинены в том, что они занимались и продолжают заниматься враждебной Чехословакии деятельностью.

Два гражданина Израиля (М. Орен, 1905–85, один из лидеров партии Мапам, и Ш. Оренштейн, работник израильского дипломатического представительства в Праге, а затем бизнесмен), которых чехословацкие органы государственной безопасности вынудили подтвердить на процессе все инсинуации в адрес еврейского государства, были приговорены в 1953 г. к пожизненному заключению, А. Л. Кубовы был объявлен в декабре 1952 г. персона нон грата и выслан из Чехословакии.

В сентябре 1955 г. Чехословакия заключила с Египтом договор о продаже ему большой партии вооружений (фактически они поставлялись из Советского Союза); эта сделка, приведшая к серьезному нарушению стратегического баланса на Ближнем Востоке, сыграла большую роль в развязывании арабо-израильской войны 1956 г.
Во второй половине 1950-х гг. чехословацкая сторона почти полностью прервала торговые связи с Израилем (экономические контакты Израиля с другими странами восточного блока, включая Советский Союз, в это время расширялись); попытки израильских лидеров наладить политический диалог с Чехословакией не дали никаких результатов.

В 1956 г. в чехословацких тюрьмах находилось (несмотря на начавшуюся десталинизацию страны) около 300 политзаключенных-евреев; в конце того же года, как реакция на Синайскую кампанию государства Израиль, еще несколько десятков чехословацких евреев (в том числе 27 руководителей еврейских общин), ложно обвиненных в «шпионаже в пользу Запада» и «сионистской деятельности», оказались в тюрьмах.

В 1950–1960-х гг. все еврейские организации находились в Чехословакии под строгим запретом; единственное исключение составляли религиозные общины, число которых постепенно сокращалось: в конференции, созванной Советом еврейских общин Богемии и Моравии в ноябре 1963 г., приняли участие делегаты из 16 городов, а к 1968 г. в Богемии и Моравии сохранилось лишь семь еврейских общин, в Словакии — десять; они не имели права собирать пожертвования и в финансовом отношении всецело зависели от государства. Синагоги, как правило, открывались только на праздники или (в более редких случаях) по субботам (даже в тех городах, где проживало несколько тысяч евреев); в стране почти не было раввинов. В Братиславе, Брно, Подебрадах и Марианске-Лазне действовали еврейские дома для престарелых.

С середины 1960-х гг. положение евреев Чехословакии начало меняться к лучшему. В 1964 г. пражская община получила разрешение отметить 400-летие хевра каддиша города; в 1965 г. власти частично сняли запрет на эмиграцию (воспользовавшись этим, к середине 1968 г. еще две–три тысячи евреев покинули страну). В 1965 г. городская пекарня в Злате Моравце (Словакия) начала выпекать маццу. Некоторые старые синагоги и часть старых еврейских кладбищ (их в Чехословакии насчитывалось около 800) были признаны памятниками истории и культуры и взяты под охрану государства.

Почтовое ведомство Чехословакии выпустило даже серию марок, посвященных еврейской тематике, но они были изъяты из обращения после "Шестидневной войны" государства Израиль с 5 арабскими странами и вновь отпечатаны после того, как в январе 1968 г. генеральным секретарем компартии Чехословакии стал А. Дубчек....Однако были вторично изъяты в конце 1968 г..

После Шестидневной войны Чехословакия, следуя за Советским Союзом, разорвала дипломатические отношения с Израилем. Это решение вызвало недовольство во многих кругах чехословацкого общества, особенно среди интеллектуалов; с приходом к власти группы сторонников реформ во главе с А. Дубчеком в Чехословакии стали раздаваться призывы к отказу от несбалансированного подхода к ближневосточному конфликту и односторонней ориентации на арабские страны, к нормализации отношений с Израилем.

Особенно активная дискуссия по этому поводу развернулась на 4-м съезде чехословацких писателей (в ходе прений А. Люстиг вышел на трибуну в израильской военной форме); пражские студенты развернули сбор подписей под петицией соответствующего содержания. Антиизраильская кампания, продолжавшаяся в Чехословакии с начала Шестидневной войны, была прекращена; более того, некоторые чехословацкие журналисты (Л. Мнячко, Вера Штовичкова) опубликовали восторженные статьи и репортажи о еврейском государстве. Однако никаких практических шагов, направленных на сближение с Израилем, Дубчек и его сподвижники не сделали, преимущественно из опасения, что подобные действия дадут Советскому Союзу повод для вмешательства во внутренние дела страны. После вторжения советских войск и возвращения догматиков к руководству партией и государством Чехословакия вновь начала строить свою внешнюю политику в соответствии с указаниями, поступавшими из Москвы.

До конца 1980-х гг. Чехословакия не поддерживала с Израилем никаких политических и культурных контактов; объем торговли между двумя странами был ничтожно мал. Чехословацкая делегация в ООН неизменно голосовала за резолюции, направленные против Израиля; средства массовой информации Чехословакии непрерывно вели антиизраильскую и антисионистскую пропаганду. Был запрещен выезд в Израиль на постоянное жительство и на посещение его в качестве туристов или по частным приглашениям.

Еврейское население Чехословакии большей частью приветствовало так называемую Пражскую весну — попытку реформировать коммунистический строй, предпринятую Дубчеком и его сподвижниками, среди которых было несколько евреев — член политбюро компартии и председатель Чешского национального фронта (объединения всех легальных партий и политических организаций страны) Ф. Кригель, заместитель председателя Совета министров и глава государственной службы планирования О. Шик, руководитель государственного радио и телевидения И. Пеликан, председатель Союза чешских писателей Э. Гольдштюкер, председатель Союза чешских журналистов В. Кашпар (мать — еврейка, отец — прозелит) и другие. В поддержку курса на либерализацию режима горячо выступали еврейские интеллектуалы — писатели (Л. Гроссман /родился в 1921 г., с 1968 г. в Израиле/, А. Лустиг и другие), журналисты, музыканты, актеры, ученые, преподаватели вузов.

7 апреля 1968 г. Совет еврейских общин Богемии и Моравии принял резолюцию в поддержку реформ; в ней резко критиковалась антиизраильская кампания, которая велась в Чехословакии до прихода Дубчека к власти, и говорилось, что руководство страны должно осудить антисемитские выпады, имевшие место в ходе процесса Сланского; окончательно реабилитировать евреев, несправедливо осужденных или наказанных в административном порядке в 1950-х гг.; дать жертвам нацистского геноцида те же льготы, что и коммунистам, пострадавшим в результате политических преследований; разрешить чехословацкому еврейству установить контакты с еврейскими общинами других стран; отменить инструкции и распоряжения, препятствующие развитию еврейского образования (в аналогичной резолюции, утвержденной в тот же день Центральным союзом еврейских общин Словакии, речь шла также о предоставлении евреям права на выезд в любую страну для воссоединения с родственниками).

После того, как в августе 1968 г. в Чехословакию вторглись советские войска и власть в партии и в стране захватили догматики, твердо придерживавшиеся просоветской ориентации, Ф. Кригель (входивший в состав чехословацкой делегации, которая отправилась в Советский Союз после вторжения, и отказавшийся — в отличие от всех остальных ее членов, в том числе и Дубчека — подписать документ, задним числом легализовавший эту акцию), О. Шик, И. Пеликан, Э. Гольдштюкер и многие другие были вынуждены эмигрировать; всего Чехословакию покинуло (по данным Джойнта) около 3400 евреев, главным образом интеллектуалов.

По современным данным, в ходе вторжения советской Армии в Чехославакию было убито 108 и ранено более 500 граждан Чехословакии, в подавляющем большинстве мирных жителей. Только в первый день вторжения было убито или смертельно ранено 58 человек, в том числе семь женщин и восьмилетний ребёнок.

Наибольшее число жертв среди мирных жителей было в Праге в районе здания Чешского радио. Возможно, часть жертв была незадокументирована. Так, свидетели сообщают о стрельбе советских солдат по толпе пражан на Вацлавской площади, в результате которой погибло и было ранено несколько человек, хотя данные об этом инциденте не вошли в отчёты Чехословацкой службы безопасности. Многочисленны свидетельства о гибели мирных жителей, в том числе среди несовершеннолетних и лиц пожилого возраста, в Праге, Либерце, Брно, Кошице, Попраде и других городах Чехословакии в результате немотивированного применения оружия советскими солдатами...

Всего с 21 августа по 20 сентября 1968 года боевые потери советских войск составили 12 человек погибшими и 25 ранеными и травмированными. Небоевые потери за этот же период — 84 погибших и умерших, 62 раненых и травмированных

После провала «Пражской весны» в Чехословакии резко усилился антисемитизм, причем на сей раз он приобрел государственный характер. Официальная пропаганда объясняла события 1968 г. «сионистскими происками», которые в ряде публикаций представали как проявление заговора, нацеленного на захват евреями (или по крайней мере еврейскими капиталистами) мирового господства. На чешский и словацкий языки спешно переводились антисионистские (по сути дела — юдофобские) книги советских авторов.

Весной 1970 г. словацкие власти лишили евреев, скрывавшихся в годы Катастрофы в лесах и не попавших в гетто или концентрационные лагеря, статуса жертв нацизма и связанных с ним льгот; нападкам подвергались даже бывшие узники Терезиенштадта.

В июле 1971 г. Х. Штейн и Эдит Серенска были преданы суду в Праге по обвинению в «антигосударственной деятельности» и приговорены к тюремному заключению. Евреи составляли значительную часть чехословацких писателей, произведения которых коммунистическое руководство запрещало печатать (согласно одному из неофициальных списков середины 1970-х гг., — из 148 писателей евреями были 29, то есть около 20%). Антисемитские стереотипы, в соответствии с которыми любой противник режима автоматически объявлялся сионистом и скрытым евреем, а любой еврей подозревался в нелояльности, сохранились до конца 1980-х гг.; ими был, например, обусловлен юдофобский характер реакции официальной пропаганды на «хартию-77» — правозащитный манифест, выпущенный в 1977 г. группой интеллектуалов-диссидентов.

В начале 1970-х гг. численность еврейского населения Чехословакии составляла около двенадцати тысяч человек, в начале 1990-х гг., по приблизительной оценке, — около восьми тысяч; среди них преобладали люди среднего и старшего возрастов. В середине 1970-х гг. еврейские общины существовали в Праге, Брно, Оломоуце, Остраве, Пльзене, Пржибраме, Усти-над-Лабем (Богемия и Моравия), Братиславе, Галанте, Кошице, Левице, Нитре, Нове-Замки, Прешове (Словакия). Совет еврейских общин Богемии и Моравии и Центральный союз еврейских общин Словакии находились под полным контролем властей; руководителей обоих объединений заставляли публично критиковать Израиль (вместе с тем со второй половины 1970-х гг. им разрешали участвовать в качестве наблюдателей в работе европейской секции Всемирного еврейского конгресса). В 1970–84 гг. в стране не было ни одного раввина; ежедневные еврейские богослужения проводились лишь в Праге и Братиславе. Совет еврейских общин Богемии и Моравии выпускал «Вестник жидовских набоженских обци» и «Информационсбуллетин», Еврейский музей в Праге — сборники научных трудов «Иудаика бохемиэ». В 1980-х гг. было реставрировано несколько памятников истории и культуры чехословацкого еврейства, в том числе «Пинкас-шул».

С падением коммунистического режима в результате так называемой бархатной революции (ноябрь 1989 г.) в Чехословакии создались благоприятные условия для активизации еврейской жизни. Новые лидеры Чехословакии, включая президента страны В. Гавела, сурово осудили политику государственного антисемитизма, проводившуюся их предшественниками, и заверили чехословацких евреев и мировую общественность в том, что приложат все усилия для борьбы с юдофобией.

источник
Tags: История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments