?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




2 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Баруха Динара – одного из пионеров израильского кинематографа, внесшего заметный вклад в его развитие. Его имя сегодня основательно подзабыто. Может быть, потому что Динар снял всего лишь два полнометражных художественных фильма?

Но дело ведь не в количестве – обе эти работы стали знаковыми для своего времени. А один из них вошел в историю как первый израильский фильм, заслуживший международное признание. Впрочем, и короткометражные, и документальные ленты режиссера как нельзя лучше отражают эпоху, в которую они были созданы.

Барух Динар родился в Гамбурге в 1919 году в благополучной еврейской семье. После прихода Гитлера к власти его родители долго не раздумывали. Они сразу же занялись оформлением документов, необходимых для выезда в подмандатную Палестину. В течение нескольких месяцев заветная британская виза была готова. В 1934 году семья Динар прибыла в Эрец Исраэль. А всего с 1933 по 1937 год из Гамбурга выехали 5 тысяч евреев из живших там до установления нацистской власти 20-ти тысяч.

Окончив гимназию, Барух поступил в Еврейский университет в Иерусалиме. Он изучал психологию и ТАНАХ, а свободное время любил проводить в кино. В то время в Иерусалиме существовало уже 8 кинотеатров, и там показывали английские и американские фильмы. Местная продукция представляла собой, в основном, кинохронику, и первые снятые в Эрец-Исраэль полнометражные ленты – гордость молодого еврейского кинематографа – «Странник Одед» и «Вот эта земля».

Можно сказать, что в конце 30-х годов прошлого века все евреи Иерусалима знали друг друга в лицо – по крайней мере, те, которые ходили в кино и интересовались кинематографом. Однажды, выйдя из кинотеатра, Барух разговорился с неким человеком, которого он уже не раз встречал при сходных обстоятельствах. Обсудили фильм, помечтали от временах, когда в Эрец Исраэль возникнет собственная киноиндустрия… Новый знакомый Баруха оказался сотрудником радиостанции «Голос Иерусалима». Он предложил студенту небольшую подработку – делать еженедельный обзор идущих в городе фильмов. Барух с радостью согласился. Вскоре он понял, что хочет заниматься кино профессионально. Получить соответствующее образование в те годы можно было только за границей.

Так в начале сороковых Барух Динар оказался в Нью-Йорке и вновь стал студентом – на этот раз сценарного факультета Университета Колумбия. Получив диплом, поехал работать в Голливуд, принял участие в производстве нескольких фильмов. Но мечта о строительстве киноиндустрии еврейского государства не давала ему покоя. Тем более, что в то время, пока Барух находился за океаном, существование этого государства стало реальностью. В 1949 году он приехал в Израиль. И сразу же снял короткометражный документальный фильм «Новые первопроходцы» – о репатриантах, прибывших в еврейское государство по окончании Второй мировой войны.

Спустя два года Динар принял участие в масштабном процессе, посвященном третьей годовщине независимости Израиля. Он стал автором сценария и продюсером фильма «Палаточный город». В его производстве принимала участие 31 съемочная группа – невероятное количество для того времени! Съемки велись по всей стране, от Галилеи до пустыни Негев, в городах, киббуцах и мошавах. Из всего этого богатейшего материала режиссер Арье Лаола смонтировал 20-минутный фильм. Это выглядело уже как настоящее кино. В 1952 году «Палаточный город» был включен в программу Каннского фестиваля.

А в 1953 году Динар снял свой первый короткометражный художественный фильм – «Последний шанс Дани». Он был основан на реальных событиях и отражал подлинную картину жизни тех лет. Первые годы независимости Израиль существовал в условиях острого товарного дефицита и режима жесткой экономии: основные продукты распределялись по карточкам, у магазинов выстраивались очереди, купить что-то сверх скудной нормы можно было только на черном рынке. Все это – и пустые прилавки гастрономов, и подозрительных субъектов, торгующих из-под полы всякой всячиной – можно увидеть в фильме Динара, сценарий которого он сам и написал. По сюжету, мальчик из киббуца пытается спасти любимую корову, которую в связи с острой нехваткой продовольствия решено отправить на убой. Дани отправляется в город, чтобы достать для киббуца еду. В конце концов, ему удается выполнить эту невозможную, казалось бы, миссию. Дани отправляется на прогулку с любимой коровой, к хвосту которой привязана картонка со словом «конец». Это и есть финальный кадр и заключительный титр фильма.

В последующие годы Динар снял еще три документальных фильма и приступил к главной, как выяснилось впоследствии, работе всей своей жизни. Хотя, в принципе, никаких неожиданностей она вроде бы не сулила. В сценарии, написанном в соавторстве с Габриэлем Даганом и Менахемом Шувалем, Динар вновь обратился к успешно осваиваемой молодым израильским кинематографом теме первопроходцев. На этот раз речь шла о билуйцах – пионерах Первой алии, прибывших в Эрец Исраэль из России в 80-х годах XIX века.

Десять молодых человек – одна женатая пара и еще восемь парней – создают еврейское поселение на одном из галилейских холмов. Им приходится бороться с тяжкими бытовыми условиями и непогодой, с недружелюбными арабскими соседями и вымогателями из турецкой полиции. Они до седьмого пота работают, до хрипоты спорят о лучшем будущем и готовы до последней капли крови защищать свой новый дом. Успокаиваются они лишь во время игры в шахматы. Молодая женщина начинает откровенно тосковать. Отношения между друзьями накаляются. Один из них покидает галилейские холмы и отправляется искать лучшей доли в Яффо.

Но Динар не мог допустить подобного завершения истории первопроходцев. В финале фильма друзья мирятся между собой. Молодая женщина сообщает, что она беременна. Арабские соседи начинают улыбаться. И даже турецкий офицер перестает придираться к еврейским поселенцам.

Фильм «Их было десять» вышел на экраны в 1960 году. По оценке критиков, с точки зрения съемки и монтажа Динар совершил в этой работе настоящий прорыв. Об этом фильме написано множество статей, он упоминается в десятках книг и академических исследований. И по прошествии многих лет он не утратил своей ценности и художественного значения. «Это был лучший фильм, снятый до того времени израильским режиссером», — писал кинокритик газеты «ХаАрец» Ури Кляйн в 2008 году.

«Их было десять» стал первым фильмом на иврите, поступившим в широкий прокат за рубежом. Это был еще один важнейший шаг вперед. Израильский фильм шел в кинотеатрах Европы и США – всего в 24-х странах. Повсюду он был встречен благожелательно. Критики отмечали скачок, который совершил израильский кинематограф.

Но коммерческий успех фильм не принес. «Их было десять» посмотрели в Израиле около 180 000 человек – это немного даже по тем временам. Вскоре после открытия Израильского телевидения, в 1968 году, Динар предложил Управлению телерадиовещания продемонстрировать его ленту. Эта идея была отвергнута. Руководители телевидения в неофициальной беседе заявили Динару, что его фильм «слишком сионистский».

В 2008 году тот же Ури Кляйн писал, что по прошествии почти полувека после выхода ленты в прокат обнаруживается ее подлинная глубина и отсутствие в ней какого бы ни было пропагандистского налета. Но в 60-е годы в интеллектуальных кругах Израиля фильм Динара был воспринят по-другому.

Свой следующий художественный фильм Барух Динар – «Дубль два» – поставил только в 1972 году. И это оказался полный провал. История взаимоотношений молодой американки и израильского мачо показалась критикам банальной и неинтересной. В газетах появились зубодробительные рецензии. Фильм быстро сошел с экранов. «Дубль два» – второй полнометражный фильм Динара – оказался для режиссера последним. Больше художественных фильмов он не снимал.

Очевидно, сегодня «Дубль два» могли бы принять по-другому. За непритязательным сюжетом фильма скрываются по-настоящему глубокие вопросы, связанные с природой творчества, с отношениями между мужчиной и женщиной, между друзьями.

Опередил ли Динар свое время? Возможно. Но, так или иначе, его режиссерская карьера фактически завершилась, когда он находился в расцвете сил. Хотя после этого Динар снял еще несколько документальных фильмов, а в 1992 году поставил телефильм «Ассистент Господа». Но все эти события происходили уже на переферии израильского кинематографа. И это практически ничего для двух десятилетий.

Отойдя от активной режиссерской деятельности, Динар, к счастью, не бедствовал. С 1979 по 1989 год он возглавлял Израильский кинофонд. В 1995 году ему был вручен приз Хайфского кинофестиваля в номинации «Дело жизни». «Слишком сионистский режиссер» скончался в 1997 году, в Тель-Авиве.

Борис Ентин, «Детали»

Posts from This Journal by “Кинематограф” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Profile

я я
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ТУТ МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

4506266_original

Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Powered by LiveJournal.com