Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Самолёты «Кукия» в ВВС Израиля

Военно-транспортная версия двухмоторного турбовинтового самолёта Beechcraft Super King Air (модели 200/250/300/350/1300; с 1996 г. слово Super в названии не используется) и Beechcraft 1900 имеет в вооружённых силах США обозначение C-12 Huron и поступает на вооружение с 1975 г. Варианты радиоэлектронной разведки этого самолёта (SIGINT – Signals intelligence) имеют обозначение RC-12 Guardrail и поступают на вооружение с 1983 г. Было создано около десятка версий этого самолёта, в т.ч. RC-12D (на базе King Air A200CT, двигатели PT6A-41 по 850 л.с.) и RC-12K (на базе King Air B200C, двигатели PT6A-67 по 1,100 л.с.).




Основное оборудование самолёта – дистанционно-управляемая система перехвата сигналов связи и её пеленгации (remote-controlled communications intercept and direction-finding system), на RC-12D – AN/USD-9 Improved Guardrail V, на RC-12K – Guardrail/Common Sensor System 4. То, что система дистанционно-управляемая, означает, что на борту нет операторов, экипаж состоит из всего 2 человек (командир и 2-й пилот). Зато в комплект к самолёту идёт целый набор наземного оборудования, включающий для RC-12D Интегрированную систему обработки (integrated processing facility) AN/TSQ-105(V)4, бортовой фургон (flightline van) AN/ARM-63(V)4 AGE и тактический терминал командира (tactical commander's terminal) AN/TSC-87.

В 1984 г. ВВС Израиля получили 5 самолётов RC-12D новой постройки. Они отличаются по оборудованию от своих американских аналогов, поэтому их называют RC-12D-like, RC-12D-FW или FWC-12D, буквы FW якобы обозначают Field Wind – кодовое имя для израильской системы оборудования (по сайту «Маркия Шхаким» Field Wind – кодовое имя сделки по поставке RC-12D в Израиль). Ещё одно кодовое название – Big Apple. В мае-июне 1991 г. в Израиль прибыли дополнительно 2 RC-12K. В ВВС Израиля RC-12 получили название «Кукия» («Кукушка»).

Некоторые источники утверждают, что самолёты поступили на вооружение 191-й эскадрильи на авиабазе Сде-Дов. Это частично не верно: такой эскадрильи в ВВС никогда не существовало, эксплуатировала RC-12 135-я эскадрилья «Малькей hа-Авир» («Короли воздуха»; создана 01.05.74, закрыта в декабре 2018 г.), а в настоящее время – 100-я эскадрилья «hа-Ришона» («Первая») на той же базе (планируется её перевод в Хацор).

Первые годы наличие RC-12 в Израиле скрывалось, о них никогда не писали в журнале ВВС или официальной израильской прессе (хотя конечно в Janes и других подобных международных изданиях упоминания были). И лишь в 1996 г., т.е. через 12 лет после прибытия, появились первые официальные публикации об этом самолёте, да и то предельно краткие. Например, журнал ВВС писал, что с 1984 г. на вооружении имеется несколько самолётов «Кукия», а их назначение – обнаружение лётчиков сбитых самолётов и специальная разведка. Самолёт имеет большую дальность полёта и время пребывания в воздухе. Пара двигателей делает самолёт высоко надёжным, в первую очередь при полётах над морем. В описании на сайте ВВС также указывается, что самолёт участвовал в войнах и многочисленных операциях: разведка, патрулирование, обнаружение катапультировавшихся лётчиков и сопровождение операций.

Вот несколько публикаций о «Кукия» за последние годы:

  • 31.08.12: недавно ВВС завершили установку новой навигационной системы EGI на всех самолётах «Кукия». Первый самолёт получил получил эту систему более года назад, после его испытаний система была установлена и на других самолётах. Система была разработана в 2009 г. гражданской компанией «Нир-Ор», подразделением ВВС 108 и Техническим управлением штаба ВВС. Система высоко надёжная, проста в использовании, очень точная.

  • 01.05.14: у самолёта нет замены и после 30 лет службы. За последние 2 года его разведсистемы были серьёзно модернизированы, что резко увеличило производительность сбора развединформации. Плоды работы этого самолёта получают ВВС, СВ, спецподразделения.

  • 01.11.14 и 02.03.15: в 2014 г. «Кукия» получил систему предупреждения о столкновениях. В случае если в определённую зону безопасности самолёта входит другой ЛА система проверяет параметры его полёта и выдаёт пилотам голосовое предупреждение. Ещё одна установленная система – поддержания заданного потолка полёта. Система сообщает пилотам, когда они достигли заданной высоты, а затем предупреждает в случае выхода из заданного воздушного коридора (заданные пилотами минимальная и максимальная высота). Ещё одна система предупреждения, установка которой планировалась – система предупреждения об отключении автопилота.

  • 18.02.15: с момента прибытия в 80-е гг., самолёты «Цофит» (C-12) и «Кукия» проходили капитальный ремонт («Дерег Далет») на предприятии авиакомпании «Аркия». В 2015 г. авиаремонтный завод ВВС («Юд-Алеф-Алеф 22») впервые отремонтировал «Цофит» и намечалось начало таких же работ на «Кукия».

  • 03.01.19, 06.01.19: планируется передача части задач  «Кукия» БПЛА «Эйтан» (Heron TP). Это будет постепенный процесс, по-видимому растянутый на длинное времяю Сказано, что «Кукия» используются и для фоторазведки и сейчас «Эйтам» получает аналогичную систему.



Как видим, не густо. Несколько дней назад, 11.03.19, сайт ВВС опубликовал дополнительные подробности.

В 1979 г. Израиль подписал мирный договор с Египтом и в 1982 г. завершил эвакуацию сил АОИ с Синайского полуострова. Среди прочего были эвакуированы и станции радиоперехвата и радиоэлектронной разведки на полуострове. Память о войне 1973 г. была очень сильна, как в АОИ, так и в правительстве. Израиль хотел продолжать отслеживать ситуацию в Египте, а не готовят ли там новое внезапное нападение? Ведь хорошо известно, что большинство войн последнего столетия начиналось в ситуации мира между странами, наличия договоров о дружбе, не нападении, уважении территориальной целостности и т.п.

Командир 135-й эскадрильи на 1984 г. подполковник (рез.) Йюваль Лотан вспоминает, что проект «Кукия» был разведпроектом под руководством Главного разведуправления ГШ (АМАН).  Они были доминантны в работе и задача выполнялась в их интересах. Как часть договоров с США, сопровождавших подписание мира с Египтом, Израиль получил разрешение на совместную разработку проекта. Авиационная система сбора развединформации была последним словом в технологиях того времени в области разведки и компьютеров.

С прибытием 5 самолётов Израиль получил совершенно оригинальную разведсистему. Не было ни учебной, ни технической литературы. Американский лётчик-испытатель, испытывавший самолёт, проводил в США израильским лётчикам курс с головы, без каких-либо записей или учебных пособий.

Вначале эксплуатации самолёта небыло никакой связи между лётчиками и представителямивоенной разведки. Лётчикам говорили куда лететь, но зачем и что происходит они не знали. Разведсистемы работали на дистанционном управлении. Однако вскоре стало ясно, что хорошо это не работает и лётчикам нужно чётко знать что они делают. Вместе с АМАН пилоты разработали тактику применения самолёта, методики его подготовки к полёту (с точки зрения разведсистем) и его работу в полёте. В целом проект «Кукия» начинался тяжело, это не был обычный для ВВС проект, а совместный проект ВВС и АМАН, чего ранее не случалось.

Стоимость часа полёта «Кукия» в случае использования разведоборудования была значительно дороже часа полёта аналогичного транспортного самолёта. На первом этапе лётчики проводили обычные учебные полёты, ожидая первого оперативного задания. Такое задание поступило 17.02.86 (в статье ошибочно сказано «в начале 1985 г.») – вечером в эскадрилью позвонили из АМАН и сообщили, что в Южном Ливане были похищены 2 солдата АОИ (2 бойца «Гивъати» в засаде «Хизбаллы»; один погиб на месте, второй умер от ран вскоре после похищения; тела обоих были возвращены в Израиль 21.07.96). Эскадрилья получила задание: как можно быстрее поднять в воздух 2 самолёта для помощи в розысках похищенных. На тот момент процесс оперативного освоения самолёта ещё не был завершён и официально он не считался боеготовым. Тем не менее, задание было выполнено. В течении недели 24 часа в сутки в воздухе находились по 2 «Кукия». Перескочив через ряд этапов подготовки, эскадрилья приступила к полноценной оперативной работе и в течении этой недели функционировала на полную мощность.

Полностью засекретить прибытие «Кукия» в Израиль не смогли: во-первых США публикуют данные о продаже оружия иностранным государствам. Во-вторых перегонка самолёта осуществлялась с рядом промежуточных посадок в различных странах. Тем не менее, скрывалась его разведдеятельностью. И даже сегодня многие его задачи засекречены, как и методика их выполнения.

Добавлю свежие данные с сайта «Маркия Шхаким». На конец 2018 г. все 7 самолётов всё ещё были на вооружении, но в начале 2019 г. как минимум 3 из них были с вооружения сняты. Все три типа RC-12D GUARDRAIL V или (начиная со второго) RC-12D IMPROVED GUARDRAIL V, все на базе A200CT Special Mission, поставлены в Израиль в рамках сделки Field Wind. В ходе перелёта в Израиль садились на базе Рамштайн ВВС США в Германии. Все служили только в 135-й эскадрилье (т.е. после объединения 100-й эскадрилье не передавались). В ходе службы неоднократно модернизировались. Также если данные верны, в 1984 г. Израиль получил только первый самолёт из 5 заказанных, остальные прибыли в 1985 г.

  • Б/Н 974 – прототип программы, построен в 1981 г. Номер производителя BP-7, номер ВВС США 81-23638. Прибыл в Израиль в ноябре 1984 г. Снят с вооружения в начале 2019 г., передан в музей ВВС в Хацерим.

  • Б/Н 977 – построен в 1985 г. Номер производителя BP-8, номер ВВС США 81-23639, возможно имел также гражданский номер 4X-FSB. Снят с вооружения в начале 2019 г., передан на базу Увда на хранение.

  • Б/Н 985 – построен в 1985 г. Номер производителя BP-11, номер ВВС США 81-23642, возможно имел также гражданский номер 4X-FSE. Снят с вооружения в начале 2019 г., передан на базу Увда на хранение.



Ещё один интересный момент: на сайте ВВС полностью подтверждают закупку 5 RC-12D, на фото видны номера 5 самолётов: 974, 977, 982, 985 и 987. Но нет подтверждения прибытия 2 RC-12K и нет фотографий дополнительных RC-12, с другими номерами.












Б/Н 974, ещё с американскими опознавательными знаками, по дороге в Израиль в 1984 г.






[источники]
Ссылки:

  1. RC-12 Guardrail, статья Википедии.

  2. RC-12 Huron, сайт globalsecurity.

  3. Авиапарк ВВС Израиля, статья Википедии.

  4. Эскадрильи ВВС Израиля, статья Википедии.

  5. «Кукия» (Бичкрафт «Кинг Эйр»), сайт ВВС.

  6. «Кукия», сайт ВВС.

  7. Сайт «Маркия Шхаким», раздел «Где они сегодня».

  8. Короли в лёгком весе, журнал ВВС номер 162 (263), 23.04.05.

  9. Новая навигационная система на самолётах «Кукия» даст более точные разведданные. Журнал ВВС номер 206, 31.08.12.

  10. Лётчики учатся взаимодействовать в кабине, сайт ВВС, 06.02.14.

  11. 40 лет работы: эскадрилья «Короли воздуха», сайт ВВС, 01.05.14.

  12. Усовершенствование «Кукии», журнал ВВС номер 219, 01.11.14.

  13. Как новый: первый «Цофит» вернулся с ремонта, сайт ВВС, 18.02.15.

  14. Новая система предупреждения на лёгких транспортных самолётах, сайт ВВС, 02.03.15.

  15. Первая эскадрилья ВВС расширяется, сайт ВВС, 03.01.19.

  16. Каково будущее парка лёгкой транспортной авиации ВВС? Сайт ВВС, 06.01.19.

  17. Тайная история самолёта «Кукия», сайт ВВС, 11.03.19.

  18. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/246730.html




Tags: ЦАХАЛ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “ЦАХАЛ” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments