?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry








В его «ариетках» всегда присутствуют яркие, любовно и мастерски выписанные женские образы, не только бесчисленные любовницы и поклонницы, но  также «доченьки» и жены. Да — жены тоже во множественном числе.  Всем хорошо известна Лидия Вертинская, в девичестве Циргвава (1923—2013), актриса и художница, мать его «доченек» — Анастасии и Марианы, та самая о которой он пел:

«Жил я шумно и весело — каюсь,

Но жена все к рукам прибрала,

Совершенно со мной не считаясь,

Мне двух дочек она родила».

Но кому же адресованы строки из «Песенки о моей жене», датированной 1930 годом, когда будущей маме «доченек» было едва семь лет?

«Ты не плачь, не плачь, моя красавица,

Ты не плачь, женулечка-жена.

В нашей жизни многое не нравится,

Но зато в ней столько раз весна!»






В первый раз Вертинский женился в 35 лет. На балтийском курорте Сопот он познакомился с «умненькой, хорошенькой» девушкой из богатой еврейской семьи, которую звали Рахиль Яковлевна Потоцкая. В 1924 году в Берлине состоялось бракосочетание молодой пары. Непонятно зачем, но в свидетельстве о браке и в паспорте его жена была записана как «Ирена Владимировна Вертидис». Скорее всего, сказалась склонность артиста к мистификациям и розыгрышам. Совместная жизнь с Рали, как он ласково называл жену, не сложилась, она не готова была терпеть «актерские наклонности» мужа и прощать его «дежурные влюбленности». Вместе они прожили шесть лет, в течение которых Вертинский то уходил, то, «позабытый, жалкий и смешной», возвращался. Но развод был оформлен только в 1940 году, незадолго до второй свадьбы певца. В 1949 году, на гастролях в Каунасе, Александр Николаевич встретился с сестрой Рахили Потоцкой, Идой. Она и ее дочь Лия чудом пережили войну: мужа расстреляли, а Лии удалось бежать, когда группу евреев вели на смерть. О судьбе Рахили Яковлевны сведений не было.

После возвращения в СССР, на протяжении 14 лет, с 1943 года до конца жизни, Вертинский был связан ещё одним союзом, вторая сторона которого была еврейской. Но это был не семейный, а творческий союз с постоянным концертмейстером, пианистом Михаилом Борисовичем Брохесом (1909—1996), умевшим, между прочим, блестяще копировать исполнительскую манеру своего прославленного солиста — автору этих строк тоже довелось послушать Вертинского в формате «Миша Брохес напел».

В 1933 году состоялись гастроли Вертинского в Эрец-Исраэль. Певец выступал в Яффо, Тель-Авиве, Хайфе и в Иерусалиме, где на его концерт пришли более семи тысяч зрителей. В своих мемуарах «Дорогой длинною» Вертинский оставил характеристику общественно-политической ситуации в Палестине, не утратившую актуальности по сей день:

«Тель-Авив — маленький, скромный, довольно чистенький провинциальный городок, построенный руками пионеров, наехавших сюда со всех концов света. Палестина очень мала и не может вместить многих. Арабы считают её своей землёй и ни за что не хотят отказаться от неё. Кроме этого, развитию Палестины мешают разного рода причины, которых немало. Прежде всего, Палестину губит благотворительность, которая делает из живой и самодеятельной страны что‑то вроде инвалида, живущего на общественном попечении. Затем — отдалённость её от других стран и отсутствие портов. Это мешает её нормальному общению с остальным миром. А вечный антагонизм между еврейским и арабским населением, искусно разжигаемый и поддерживаемый заинтересованными иностранными кругами, тормозит её торговлю и естественный рост.

Существует ещё целый ряд обстоятельств. Палестину строила молодёжь. В большинстве это люди интеллигентных профессий — врачи, адвокаты, архитекторы, студенты. Увлечённые идеей иметь своё собственное отечество, они, приехав в страну, горячо взялись за работу. Не покладая рук, строили дороги, дома, возделывали землю, все создавали сами, не брезгуя никакой чёрной работой. Так был построен Тель-Авив, так были созданы и другие города и колонии. Старики же смотрели на Палестину иначе. Они видели в ней только Святую Землю, землю предков, на которую они приезжали умирать. У знаменитой Стены Плача, накрывшись покрывалами и раздирая на себе одежду, дряхлые миллионеры перед смертью замаливали свои грехи… Поэтому между стариками и молодёжью шла глухая борьба… Эта борьба также мешала развитию страны.

В Палестине запрещено говорить на жаргоне (на идиш — В.Ш.). Говорят там или на древнееврейском, или на русском языке. Древнееврейский язык очень красив и звучен. Когда слышишь его, чувствуешь всю пламенность, всю горячность этой тысячелетней расы… Местные жители принимали меня очень тепло, так как подавляющее большинство эмигрировало в Палестину из России и у всех сохранилась нежность и любовь ко всему русскому».

В последующие годы Вертинский не раз говорил о своем желании вновь побывать в Эрец-Исраэль. В одном из интервью он заметил: «Хорошо бы съездить в Палестину для концертов: вот где у меня много поклонников!» Пейзажи и люди земли Израиля вдохновили певца и поэта на создание «Палестинского танго» (которое иногда стыдливо объявляют с эстрады как «Аравийскую песню»):

И в том краю, где нет ни бурь, ни битвы,

Где с неба льется золотая лень,

Еще поют какие-то молитвы,

Встречая ласковый и тихий Б-жий день.

И люди там застенчивы и мудры,

И небо там, как синее стекло.

И мне, уставшему от лжи и пудры,

Мне было с ними тихо и светло.

И тут трудно не упомянуть о литературной полемике более чем двадцатилетней давности. В  первом номере за 1998 год столичного журнала «Знамя» была опубликована разгромная рецензия  на вышедшую в Краснодаре книгу местного краеведа Валерия Бардадыма «Вертинский без грима», разоблачавшую связи певца с «мировым сионизмом». Рецензент С. Боровиков цитирует такие инвективы в адрес Вертинского: «Ведь в юности он печатался в журнале “Киевская неделя”, где “мы встречаем фамилии Бернер, Гольдман, Крон, Либерман, Лудберг, Эльснер и др.” Латвийской визы для певца добивался “некий Абрам Моисеевич Копеловский”. А если в Америку Вертинского пригласили, по его словам, друзья, то резонен вопрос: “Кто они, его друзья? Быть может, восхищенные его песнями слушатели Тель-Авива, в руках которых сосредоточена вся мировая пресса (реклама)...” А высокое самомнение артиста было вызвано похвалами, которые расточала в его адрес “вся европейско-сионистская пресса, которая сразу же признала в нем, в его рафинированном искусстве “своего человека”». Апогеем же низкопоклонства перед сионистами стали, по мнению краснодарского краеведа, гастроли Александра Николаевича в Палестине,  ведь речь идет «о той исконно арабской многострадальной земле, куда пришли незваные иноверцы, оккупировали ее и залили кровью местных патриотов, их матерей и детей!”»

Так может быть, Александр Николаевич тоже?.. Нет! Его мать, Евгения Степановна Сколацкая, родом из дворянской семьи, а отец, Николай Петрович Вертинский, был юристом (без всяких намеков). Так что, говоря об особенности дикции, из-за которой будущего кумира публики не приняли в Школу-студию Художественного театра, мы должны констатировать, что он не картавил, а грассировал. Но, как бы ее не называть, эта «Р» стала фирменным знаком Вертинского-артиста.

Не был Вертинский евреем. Но, судя по именам и фамилиям его возлюбленных, друзей и коллег, ни в коей мере не был ксенофобом, умел впитывать и творчески переосмысливать детали разных этнических культур, не исключая и еврейскую. Писательница Людмила Коробицына, дома у которой в Иерусалиме не раз гостила Марианна Вертинская, рассказала о курьезном воспоминании дочери артиста. «Ой, как я, когда была школьницей, не любила папины “еврейские бутерброды”, которые он нам готовил в школу! Они были с соленым огурцом, хлеб с маслом или с сыром, или с колбасой, но обязательно с соленым огурцом». Интересно, когда и от кого научился заботливый папа делать «еврейские бутерброды» — в детстве от киевских соседей, в молодости от «умненькой, хорошенькой» жены или в зрелом возрасте от пианиста Михаила Брохеса?










Виктор Шапиро



Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Profile

я я
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

ТУТ МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

4506266_original

Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Powered by LiveJournal.com