?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 




23 февраля  исполнилось 140 лет со дня рождения великого русского художника Казимира Малевича. Впрочем, президент Украины не так уж неправ, когда объявил о том, что Малевич – украинский художник. Дело в том, что до 17 лет родившийся в польской семье Малевич жил в Конотопе, а в 1895-1896 г. посещал рисовальную школу Мурашко в Киеве, где учился у художника Н.К. Пимоненко.

О Николае Корнильевиче Пимоненко, а вернее, о его знаменитой картине  «Жертва фанатизма» (1899), находящейся в экспозиции  Харьковского художественного музея,
и пойдет речь.

Мне неоднократно доводилось видеть репродукции картины, но непосредственное созерцание пронизанного болью и трагизмом полотна производит сильнейшее впечатление.  Вместе с художником зритель переживает леденящий ужас ожидания смерти молодой девушки, вся вина которой состояла только в том, что она полюбила.




Основой сюжета картины послужил реальный случай в местечке Кременец Волынской губернии, когда  односельчане избили еврейскую девушку, полюбившую православного юношу-кузнеца. История поразила художника. Он бросился в Кременец, где сделал множество эскизов к картине, многочисленные зарисовки пейзажа. Он хотел тщательно подготовиться к написанию этой картины, стараясь сделать ее максимально правдивой.

Но, согласно украинским источникам, еврейская община была настроена враждебно к художнику, потребовав от него убраться. Пимоненко пришлось обратиться за помощью и охраной к начальнику местной полиции, пообещав написать еще одну картину, уже  лично для него. Теперь картина «Поход» («Проводы казаков») хранится в Национальном художественном музее Киева.

Отметим, что художники-неевреи часто изображали евреев нейтрально, а иногда и с большой теплотой. Но так было отнюдь не всегда. Впрочем, предоставим слово известнейшему российскому биологу и еврейскому общественному деятелю Залману Самуиловичу Кауфману, к сожалению, совсем недавно скончавшемуся и не дожившему двух лет до своего столетия. Он пишет в своей книге «Евреи в творчестве нееврейских художников» (2012): «В отличие от большинства художников, изображавших те или иные стороны еврейской жизни, и, в общем-то, сочувственно относившихся к их своеобразной и нелегкой жизни, Пимоненко выступил как обличитель религиозной нетерпимости, религиозного фанатизма, национальной замкнутости евреев. В картине изображена реакция обитателей местечка на переход одной из них в христианство. Молодая, красивая и смертельно перепуганная девушка стоит, припертая разъяренной толпой к забору. Изорвана блузка, растрепаны прекрасные волосы, растерянность и отчаяние на лице. Не провалиться сквозь землю, не уйти, не укрыться... Рядом опозоренные несчастные родители, проклинающие свою дочь. С этих пор она для них уже больше не существует».

Отметим, однако, что девушка могла просто полюбить нееврея и именно за это подвергалась страданиям. И в самом деле, хотя некоторые исследователи указывают на крестик на шее девушки, обнаружить его довольно сложно, несмотря на многократное увеличение фрагментов картины. Поэтому, вероятно, дело все же в чистой девичьей любви. Но в любом случае, чтобы выйти замуж за кузнеца, ей пришлось бы креститься, и поэтому настроение общины можно понять: любая еврейская община всегда резко реагировала на подобные случаи, считая крещение, по каким бы то ни было причинам, предательством и соблюдала по выкресту траур, как по покойнику. Напомним, что в средние века целые общины порой совершали коллективное самоубийство, чтобы не подвергнуться насильственному крещению.

Бросим взгляд на картину еще раз. Девушка, за которой гнались по всей деревне, выбилась из сил. Дальше бежать уже некуда, и она прижалась к забору. Расправа должна начаться с минуты на минуту. Односельчане потрясают палками, зонтами и ухватами, готовые пустить их в ход. Прямо напротив девушки стоит разъяренный мужчина в талите и с тфилин, призывающий на нее все несчастья мира. Мать девушки в правой части картины горько рыдает, отвернувшись — то ли от стыда за дочь, то ли от страха за нее. Отец все-таки, кажется, пытается остановить толпу, в отчаянии протягивая руку — с выводом З.С. Кауфмана вряд ли можно согласиться.

Пимоненко.jpg
Художник Н.К. Пимоненко

Но не все жители деревни хотят расправы. На переднем плане видно пожилую женщину, которая просит одуматься молодого мужчину, указывающего на девушку палкой. Мальчик бежит к месту расправы, с любопытством ожидая, что будет. Художник противопоставляет ему девочку, которая отвернувшись, задумалась, — видимо, интуитивно понимая, что происходит что-то очень серьезное и страшное.

Трагизм сюжета подчеркивает грозовое темно-серое небо. Сама природа сочувствует девушке, плачет над ее судьбой.

Мы знаем много сюжетов из мировой и русской литературы о несчастных женских судьбах, жертвах любви, загубленных этим жестоким миром. Это и Джульетта, и Анна Каренина, и Катерина из «Грозы», и многие другие. Для Н.К. Пимоненко героиня картины — еще одна невинно загубленная душа, оставляющая непреходящую боль и рану в сердце любого зрителя, благодаря силе таланта художника и глубине его переживаний.

Но, разумеется, у еврейского зрителя к этому чувству нередко примешивается понимание и односельчан девушки, хранящих в памяти многовековые ужасы христианских гонений.

У всех своя боль и правда.

Юрий Табак

Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Comments

rita_shein
Mar. 5th, 2019 05:12 pm (UTC)
Не знаю, как ту девушку побили - может, дали пару пощечин.
Но на картине изображены фанатичные евреи, готовые девушку растерзать.
А домик-то на заднем плане прям шикарный. Это в нищем-то местечке...
Постарался художник вызвать ненависть к "жидам".
А вот растерзанных жертв многочисленных погромов как-то не сподобился изобразить.
Или детей-кантонистов, которых вырывали у матерей с семи лет и практически навсегда, принуждая креститься и истязая. Почитайте хотя бы нормальных руссхих публицистов того времени.
grimnir74
Mar. 5th, 2019 06:08 pm (UTC)
а вы таких не видели? В Бней Браке, Меа Шеарим. Я видел - мерзко
rita_shein
Mar. 9th, 2019 09:53 pm (UTC)
Да ладно вам, Алексей...
Мерзко, мерзко...
Люди - это люди, они разные. А выставлять свой народ на потеху и оскорбление придуркам - не есть красиво.
Кстати, напомню, что в Германии выкрестов было множество. Весьма. Что было потом - не мне вам напоминать.
grimnir74
Mar. 11th, 2019 08:55 am (UTC)
я не оперирую понятиями народ - если он подонок то мне все равно из какого он народа. Если твари в лапсердаках нападают на солдата Цахала - а арабы служат в цахале то первые мне омерзительны а вторые уважаемы и любимы. За нацизмом это не ко мне

Edited at 2019-03-11 08:56 am (UTC)
habubushka1994
Mar. 6th, 2019 12:22 pm (UTC)
Где домик-то шикарный ? Это называется шикарный ?!
rita_shein
Mar. 9th, 2019 09:59 pm (UTC)
Мне мама рассказывала, как жили в местечке -в жалких домиках с замляным полом. В пятницу пол посыпали толченным кирпичом. Но от вас это все далеко. И чуждо.
habubushka1994
Mar. 10th, 2019 06:28 am (UTC)
Мы с Вами лично знакомы ? Откуда Вы знаете, что от меня далеко и что чуждо ?
rita_shein
Mar. 5th, 2019 05:20 pm (UTC)
http://www.aif.ru/society/history/russkiy_styd_hroniki_evreyskih_pogromov_v_rossii

А у господина Пимоненко, значится, душа за еврейских девушек болела.
Глядишь, и зрители ЖЖ вслакнут и ужаснутся фанатикам евреям.
dom3d
Mar. 5th, 2019 06:17 pm (UTC)
Зрители ЖЖ всплакнут и ужаснутся дуре под ником rita_shein
rita_shein
Mar. 9th, 2019 09:48 pm (UTC)
Грубость - не аргумент.
Я вас знать не знаю, и оскорблять мне бы и в голову не пришло.
У каждого свое представление об иронии и приличии.
kvitka_stepnay
Mar. 5th, 2019 06:54 pm (UTC)
картина в нашем музее оригинал
michkaz
Mar. 5th, 2019 09:25 pm (UTC)
Первый раз от товарища Пимоненко слышу о случае избиения выкреста/выкрестки. Дело в том, что подобное действие - грубейшее нарушение многих алахот. Человек в талит и тфилин НЕ РЕЛИГИОЗНЫЙ а просто клоун, не знающий для чего эти предметы используются. Так и надо относиться к этой картине: тов. Пимоненко изображает не то, что он видел, а то, как он вообще видит евреев - клоунами и хулиганами, алаху не знающими. Это простительно тов. Пимоненко, во первых нееврею, а во вторых жившему задолго до создания еврейского государства в Святой земле. Чего нельэя сказать о человеке, и в наше время видящем религиозных евреев клоунами и хулиганами.
grimnir74
Mar. 6th, 2019 04:19 am (UTC)
А вы таких не видели? нападавших на солдат в меа шеарим, на женщин в автобусах на передних сиденьях? Нет?
michkaz
Mar. 6th, 2019 09:00 am (UTC)
Видел.
А еще я видел светских евреев, ненавидящих свое еврейство, светских евреев, проклинающих, плюющимх и бьющих евреев религиозных, светских евреев, гордящихся тем, что они едят собачатину и жарят свинину в День Искупления, светских евреев, постящих антисемитские посты и картинки.

Но кроме того, что я вижу, я еще знаю. Что светские евреи ведут себя плохо, потому что они не религиозные. А религиозные ведут себя плохо НЕ потому что они религиозные, а потому что они НЕ ДОСТАТОЧНО религиозные.

Человек ведет себя в разные моменты времени по разному, поэтому есть смысл говорить о том, что каждый еврей демонстрирует определенный процент времени религиозное поведение. Положим, того, кто религиозен менее 5%, мы называем светским, более 25% - религиозным, остальные масорти. Например, себя я оцениваю достаточно высоко - на 75%, ешиботники демонстрируют 30 - 40%, у их преподавателей разброс вообще гигантский: от 20 до 90%. Быть религиозным тяжело, в какие то моменты человек выпадает из религиозности и ВЕДЕТ СЕБЯ КАК СВЕТСКИЙ. Что это значит - светское поведение? Это поведения человека, НЕ руководствующегося Торой, это НЕ еврейское поведение, это поведение НЕеврея.

Теперь мы можем вернуться к нашему барану - художнику Пимоненко. Он изображает евреев, ведущих себя как неевреи и приписывает этот стиль поведения всему еврейскому народу. Т.е. это нормальный антисемитский навет.
grimnir74
Mar. 6th, 2019 09:08 am (UTC)
А почему вы решили что он что-то приписывает?
michkaz
Mar. 6th, 2019 06:30 pm (UTC)
Извините, не понял Вашего вопроса. Вы не принимаете расширенной трактовки картины, или Вы считаете, что обвинение евреев в нееврейском поведении не навет, а истинная правда?
grimnir74
Mar. 6th, 2019 06:33 pm (UTC)
я считаю что художник изобразил реальность - а уж ваши толкования что это редкий случай я не готов принять ибо в ультрарелигиозных районах на солдат и женщин нападения регулярно. Хотите считать их неправильными евреями - ради бога. Они и для меня не правильные и не евреи. Вопрос откуда трактовка что автор что то там расширял и хотел сказать? Он увидел, его поразило он изобразил. все
michkaz
Mar. 6th, 2019 07:26 pm (UTC)
Придется Вас поправить. Пимоненко НЕ ВИДЕЛ изображенного на картине, ему об этом рассказали - перечитайте свой собственный пост. Из того, что он немедленно бросился в это село, чтобы собрать информацию о проишествии, вытекает, что подобные случаи редки, т.к. если бы они были часты, не было бы такой спешки, а так понятно, в кои века выпала удача, надо ее ловить за хвост...

Для того, чтобы понять, расширяет художник или не расширяет, придется, уж извините, провести небольшой исскуствоведческий анализ. Каритна написана в конце 19 века, когда живопись несла на себе функции политической деятельности, ярким примером этого служит деятельность Товарищества передвижных выстовок (Передвижников). Хотя Пимоненко не входил в их число, но родство его картины с картинами Передвижников несомненно - та же многофигурная композиция с выделением художественными приемами идеолгически важных частей, в данном случае это жертва, ее родители, единственный иудей и другие объекты, для понимания которых требуется дополнительная информация.

В конце концов, повторюсь, перечитайте свой собственный пост, там отрыто сказано о юдофобском мировоззрении Пимоненко .
michkaz
Mar. 6th, 2019 07:31 pm (UTC)
Забыл спрсить - как часто происходят нападения религиозных на солдат м женщин - два раза в год? в месяц? в день? и откуда информация об этом. А может это у Вас просто параноя развилась?
grimnir74
Mar. 7th, 2019 05:19 am (UTC)
регулярно происходит особенно на солдат - не два раза в год а куда больше. Но суть не в том. И не в том был ли художник антисемит - может и был - может не был. Факт что фанатизм в религии это мерзко а в еврейской хуже всего потому что они мне свои а когда зуб болит у соседа терпеть легче
michkaz
Mar. 7th, 2019 08:52 am (UTC)
Извините, мне придется повторить вопрос: откуда Вы получаете информацию о нападении религиозных на солдат?

Не могу согласится, что не важно, антисемит художник или нет. Если Ваша точка зрения совпадает с точкой зрения антитсемита, это означает что Вы как минимум наполовину антисемит.

Кто дал Вам право рассуждать что в религии есть фанатизм, а что есть сущность религии, отменив которую мы просто перестаем быть религиозными? Это может сделать только религиозный человек. Религия это не Ваш зуб, Вы его у себя удалили и боль Ваша фантомная.
grimnir74
Mar. 7th, 2019 09:21 am (UTC)
Информацию я получаю из прессы куда она поступает из полиции. Конечно для сторонников Натурей Карта, Сатмарцев да и литваков с гурскими мы все отбросы, гои и нечесть которых не надо уважать а государство только доить - это про последнии два вида - но и мы ведь вам ответим. Вы живете тут рядом портя жизнь нам и хотите чтобы мы заткнулись и кормили тунеядцев? Извините но так не будет. Вы можете назвать нас антисемитами но мы и есть евреи, сионисты - те кто работает для страны а не пьет из нее соки прикрываясь религией
michkaz
Mar. 7th, 2019 12:51 pm (UTC)
Ваш фейверк стандартных штампов не относится ко мне. Я много лет работал, пока здоровье не пошатнулось, я Вас отбросом и гоем не называл. Вы не можете опровергнуть простейший логический выывод: если Ваша позиция частично совпадает с позицией антисемита, значит Вы и есть частично антисемит. И ни еврейство, ни сионизм не спасают от антисемитизма. Вы видимо плохо знаете историю сионизма, среди первых сионистов было много интернационалистов-антисемитов.

Второй фактор, говорящий о Вашем антисемитизме - Вы лжете. Я внимательно отслеживаю сообщения СМИ о насилии религиозных над солдатами, и могу Вам доложить, что последний такой случай был 4 - 5 месяцев назад во время демонстрации так называемой Иерусалимской фракции, а всего за 2018 год таких случаев в СМИ отмечали 2 или 3.

Смотрите, я мог бы еще много чего Вам рассказать, например, о том, что сионизм находится в стадии самораспада, или о том, что кибуцы доят государство не меньше чем ешивы, но не вижу в этом смысла. Освобождаю Вас от обязанности отвечать мне. Искрене желаю Вам, чтобы В-севышний послал Вам ситуацию, в которой Вы раскаетесь.
grimnir74
Mar. 7th, 2019 02:34 pm (UTC)
Давайте по пунктам - мои слова действительно не относятся к вам и еще ко многим ультраортодоксам - особенно у большинству хаббадников. На счет совпадения с антисемитами ваш посыл не верен - что все вегетарианцы частично последователи Гитлера если они как и он вегетарианцы? Ваша идея тут ошибочна. Я просто атеист и при чем тут антисемитизм? И Бен Гурион был атеит и большинство тех кто строил Израиль. И я отлично знаю историю сионизма и роль в нем религиозных - роль уважаемая но минорная и никак не связанная с ультрасами антисионистами.
Ваш последний пассаж из разряда религиозных сказок - человек попадает в страшную ситуацию и начинает верить - извините в такого Бога садиста в которого верите вы я не поверю. Если Бог есть ему милее будем мы, атеисты, чем те, кто верит в злого и жестокого Бога, который карает несоблюдения бессмысленных правил
habubushka1994
Mar. 6th, 2019 12:38 pm (UTC)
Если и есть светские евреи, которые ненавидят своё еврейство, то это те, кто столкнулся с религиозным произволом на Земле Обетованной. И какую собачатину едят светские ? Больше ничего придумать в кошерную голову не пришло ? Да хареды выезжая за границу очень даже свининку жалуют. А в Умань они зачем ездят ? Паломники херовы...
michkaz
Mar. 6th, 2019 06:56 pm (UTC)
Спокойно, бабуля, не надо передергивать. Сначала появились светские евреи, так называемые маскилим, а потом, они, и никто другой, начали вопить о религиозном засилии и это началось до создания государства Израиль. Ферхштейн? Сначала евреи ненавидящие свое еврейство а потом государство Израиль с религиозным засилием.

О собачатине. Куда мне, скудоумному, придумать такое. Это я своими ушами слышал выступление Рона Хульдаи, одного из лидеров борцов с религиозным засилием, о том как он кушал собачатину, как это вкусно и совершенно не стыдно.

По поводу того, что хасиды ездят в Умань есть свинину. Это не правда. Свинину можно купить в Израиле в любом мало-мальски крупном городе. Любой уважающий себя хасид удушиться платить за самолет чтоб поесть свининки. На самом деле они летают в Умань чтобы попить крови христианских младенцев, которых там, в отличие от Израиля, бегает по улицам великое множество и можно спокойно украсть пару-тройку и никто не заметит.

И таки да, Вы свалили из Израиля? Нам без Вас будет гораздо лучше...
habubushka1994
Mar. 10th, 2019 06:39 am (UTC)
Насчёт скудоумия... Вы сказали, не я.
Насчёт выступления Хульдаи. Все притензии к нему. Может он и ел собачатину, но это не значит , что всё светское население этим занимается. Хотя я думаю, что он это придумал для усиления эффекта от своего выступления.
Насчёт паломничества в Умань. То, что любой хасид удушится платить за самолёт, чтобы только поесть свининки - Ваша правда. Но за то, чтобы попользоваться услугами представительниц древней профессии, да ещё и за копейки - за это он с удовольствием заплатит.
С чего Вы взяли, что я свалила из Израиля ? Видела, что Вы заходили в мой ЖЖ, но так Вам не все мои записи там доступны, так что не обольщайтесь. И мне вообще плевать, лучше Вам будет или хуже.

Edited at 2019-03-10 06:39 am (UTC)
rita_shein
Mar. 9th, 2019 09:56 pm (UTC)
Я часто бываю в Иерушалаиме, никто меня с первых сидений не гонял.
А хулиганов в религиозной среде (как и в любой) полиция должна строго наказывать. Не знаю, почему пока это не осуществляется.
grimnir74
Mar. 11th, 2019 08:56 am (UTC)
Потому что они под прикрытием своих партий в парламенте