
Итак, о какой «крупной оборонной сделке» идёт речь? 31.01.19 сайт Times of India сообщил, что речь идёт о покупке 2 самолётов ДРЛОиУ «Фалкон» (Phalcon). Оборонный комитет правительства Индии утвердил решение о закупке 2 новых «Фалкон» ещё в ноябре 2016 г., однако тогда сделка была заблокирована министерством финансов из-за её высокой стоимости – 1 (или даже 1.2) млрд долларов. Сейчас говорится о меньшей сумме – 800 млн долларов. Правительство Индии якобы близко к утверждению этой сделки.
Израиль экспортирует самолёты ДРЛОиУ с конца 80-х гг. При этом сам самолёт покупается за границей, на него устанавливается РЛС и другое оборудование. До сих пор компания ЭЛьТА (ELTA, «Электроника, Таасия Авирит») из состава IAI («Израильская Авиационная Промышленность», ТАА – «Таасия Авирит») создала 3 РЛС семейства Phalcon для этих целей: EL/M-2075, EL/W-2085 и EL/W-2090 (код EL/M- стандартен для всех РЛС ЭЛьТА, код EL/W- относительно новый, специально для РЛС самолётов ДРЛОиУ ).
За прошедшие годы, самолёты ДРЛОиУ с радарами ЭЛьТА были поставлены:
- Чили – 1 самолёт Condor – EL/M-2075 на базе Boeing-707 (он же Phalcon-707-385C AEW&C). Контракт на 150 млн долларов был заключён в 1989 г., поставка самолёта состоялась в 1995 г. План на покупку ещё 1 был отменён.
- Индия – 3 самолёта А-50ЭИ (на базе Ил-76) с РЛС EL/W-2090. Контракт на 1.1 млрд долларов был заключён в 2004 г., выполнен в 2009-2011 г. Собственно самолёты были заказаны через Россию в Узбекистане в 2003 г. (ещё 0.5 млрд долларов), поставка всех 3 выполнена до 2010 г. Установка оборудования проходила в Израиле. Первый самолёт прибыл в Индию 25.05.09.
- Израиль – 2 самолёта Gulfstream G-550 с РЛС EL/W-2085 («Нахшон Эйтам» или просто «Эйтам») – прибыли в Израиль в сентябре 2006 г., на вооружение (после установки РЛС и всех испытаний) поступили в 2008 г.
- Сингапур – 4 самолёта Gulfstream G-550 с РЛС EL/W-2085 – заказаны в 2007 г., поставлены в 2009-2011 гг.
- Италия – 2 самолёта Gulfstream G-550 с РЛС EL/W-2085 – заказаны в 2012 г., поставлены в 2016-2018 гг.
- Примечание 1: 30.07.18 авиация ВМС США получила Gulfstream G550 TRSA (Telemetry Range Support Aircraft). Он имеет точно такие же изменения корпуса, как и «Эйтам», но это не самолёт ДРЛОиУ и он не несёт РЛС EL/W-2085. В обтекателях расположено оборудование приёма телеметрии в ходе испытаний.
- Примечание 2: 29.01.18 israeldefense со ссылкой на публикацию в intelligenceonline от 17.01.18 сообщил, что Марокко намеревается купить 4 G-550 с израильскими РЛС. Договор якобы заключён через США, а финансируют его Саудовская Аравия и ОАЭ. За прошедший год подтверждений этому сообщению небыло.
Ещё ряд тендеров IAI проиграла самолёту Boeing 737 AEW&C (E-7A Wedgetail в Австралии), в т.ч. для ВВС Турции (4), Австралии (6) и Южной Кореи (4).
Наиболее известный случай, связанный с экспортом «Фалкон», – провал поставки EL/W-2090 в Китай (в конфигурации, аналогичной поставленной Индии). Переговоры начались в 1994 г., контракт был подписан в июле 1996 г. Речь шла о 4 самолётах с опцией на ещё 4. В марте 1997 г. в контракт была вовлечена Россия (как поставщик самолётов). В октябре 1999 г. первый Ил-76 прибыл в Израиль. Тогда же началось давление США на Израиль, включая прямую угрозу прекратить военную помощь в апреле 2000 г. 12.07.00 премьер-министр Израиля Эхуд Барак объявил об отмене сделки. В марте 2002 г. Израиль заплатил 350-млн компенсацию КНР, включая возврат 160 млн долларов, выплаченных КНР в качестве задатка. КНР создала собственный аналог KJ-2000 (поступил на вооружение в 2004 г., к 2008 г. построено 5 таких самолётов), а в 2013 г. – ещё более совершенный KJ-3000.
Возвращаюсь к Индии. Кроме 3 израильских EL/W-2090, Индия имеет 2 небольших самолёта ДРЛОиУ собственной разработки на базе бразильского EMB-145. Самолёты поставлены в 2012 г. В 2015 г. было заказано ещё 6 (с планами на ещё 20). Идут работы над крупными самолётами ДРЛОиУ на базе Airbus A330, в марте 2015 г. шла речь о 2 таких самолётах, в феврале 2017 г. – о 6.
Однако пока, Индия намеревается приобрести ещё «Фалконы», аналогичные уже поставленным. Как уже сказано выше, речь об этом шла ещё в 2016 г. (причём некоторые источники говорили не о 2, а о 4 самолётах). По-видимому возврат к этому вопросу связан с задержками по системе собственной разработки с одной стороны и оснащением ВВС КНР и Пакистана такими системами – с другой (так, Пакистан имеет 8 самолётов ДРЛОиУ: 4 шведских на базе Saab 2000 с РЛС Erieye и 4 китайских на базе Y-8).
Кстати, Ташкентский авиазавод (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова) прекратило своё существование в 2012 г. Производство Ил-76 (велось с 1973 г., построено более 950 машин, включая А-50 и Ил-78) перенесено на Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП» (модель Ил-76МД-90А, первый передан заказчику 21.11.14). Однако для Индии предназначены два последних Ил-76ТД (94-05 и 94-09), которые перевезли из Ташкента в Таганрог наземным и водным путём в 2014-2015 гг. Подробнее на bmpd.
В последние дни появились сообщения и о ряде других сделок Индии с израильскими фирмами, в первую очередь с IAI:
- 29.01.19 – сообщение, что ВВС Индии рассматривают возможность покупки 15 барражирующих боеприпасов (одноразовых БПЛА, дронов-камикадзе) Harop для усиления своих возможностей ведения беспилотной войны и подавления РЛС противника. Требование индийских ВВС будет рассматриваться комитетом по закупкам МО Индии в течение ближайшей недели. Индия уже имеет на вооружении Harop. По данным SIPRI партия из примерно 50 штук была закуплена в 2009 г. за 100 млн долларов, поставки осуществлялись в 2013-2014 гг. По другим источникам, Индия получила 100 Harop.
- 30.01.19 – IAI объявила о заключении на этой неделе соглашения на сумму 93 млн долларов на поставку Индии дополнительной партии систем «Барак-8» (MRSAM). Контракт на систему ПВО были заключены с ВМС Индии и верфью CSL (Cochin Shipyard Limited).
- Индийские СМИ сообщают о переговорах между Индией и Израилем о модернизации всего парка БПЛА индийских ВВС, как с точки зрения ударных, так и разведывательных возможностей. В разные годы Индия закупала у Израиля Searcher-1, Searcher-2, Heron, в 2016 г. был заключён контракт на 10 Heron-TP-XP.
- IAI близка к подписанию сделки на поставку Индии 66 РЛС управления огнём общей стоимостью 644 млн долларов с передачей технологий их производства Индии.
- Концерн «Эльбит» борется с французской Nexter Systems за поставку в Индию 400 155-мм артиллерийских систем и производство ещё 1,180 таких систем в Индии. Стоимость этой сделки оценивается в 1.78 млрд долларов.
- Возможно возобновление отменённой в конце 2017 г. сделки с «Рафаэль» на поставку 8,356 ПТУР «Спайк», 321 ПУ и 15 симуляторов.
- БД SIPRI.
- Indian Air Force, статья Википедии.
- List of active Indian military aircraft, статья Википедии.
- Airborne early warning and control, статья Википедии.
- List of airborne early warning aircraft, статья Википедии.
- Меир Бен-Шабат вернулся из Индии, mignews, 17.01.19.
- Глава СНБ Израиля пролетел над Саудией, mignews, 18.01.19.
- Иерусалим и Нью-Дели ведут переговоры о крупной оборонной сделке и визите Нетаниягу, newsru, 29.01.19.
- Индия хочет купить у Израиля 15 дронов-камикадзе Harop для ликвидации радарных станций, newsru, 29.01.19.
- Биньямин Нетаниягу посетит Индию 11 февраля, newsru, 30.01.19.
- Нетаниягу в феврале посетит Индию, mignews, 30.01.19.
- Дипломатический рывок Нетаниягу: 5 стран и 4 саммита за два месяца, newsru, 31.01.19.
- IAI подписала дополнительные контракты с Индией на 93 млн долларов на поставку систем для ЗРК «Барак-8», israeldefense, 31.01.19.
- IAI заключает соглашение с ВМС Индии и верфи Cochin на новые «Барак-8», mignews, 31.01.19.
- India to buy 2 more AWACS worth Rs 5.7k crore from Israel, timesofindia, 31.01.19.
- Сообщение: IAI продала ещё Harop Индии. Есть и переговоры по новым самолётам ДРЛО, israeldefense, 31.01.19.
- Times of India: Индия близка к покупке у Израиля двух новых «Фальконов» за $800 млн, newsru, 31.01.19.
- Индия купит у Израиля еще два AWACS за $800 млн, mignews, 31.01.19.
- Индийские СМИ: визит Биньямина Нетаниягу в Индию под угрозой срыва, newsru, 04.02.19.
- Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/235463.html
Journal information