В последние дни 2018 г. в ВВС прошло совещание командного состава («Форум hа-Бахир» или «Кенес Тохнит hа-Авода») по разбору результатов работы за прошедший год и обсуждению основных положений планов на год следующий. Подобное совещание традиционное, участвуют в нём офицеры в звании подполковник и выше, в этом году впервые приняли участие и майоры.

Итоги 2018 г., оперативная работа
В статье «Статистика АОИ за 2018 г.» приведены следующие данные оперативной работы ВВС:
Наиболее известный случай эвакуации пострадавших – поиск и спасение подростков, поиск и эвакуация и тел погибших в ходе трагедии в Нахаль Цафит (26.04.18, 10 погибших).
За прошедший год было немало случаев перехвата БПЛА, ракет и даже самолёта противника, был потерян и один самолёт ВВС:
Многочисленные авиаудары в Секторе Газа и в Сирии, в частности операция «Бейт hа-Клафим» («Карточный домик», 10.05.18) против иранских баз в Сирии и операция по эвакуации израильского спецназа в Газе (ночь 11-12.11.18). Объём оперативной деятельности ВВС вырос настолько, что вместо традиционного термина БАТАШ («Битахон Шотеф» – «Обеспечение текущей безопасности» или «Обеспечение безопасности в мирное время») начал широко использоваться термин hа-МАБАМ («hа-Маараха ше-Бейн hа-Мильхамот» – «Сражение между войнами»).
Начальник штаба ВВС, бригадный генерал Томер Бар, так подытожил 2018 г.: «Темп изменений в регионе очень быстрый, уровень вмешательства сверхдержав – значительный. Количество использованного авиационного вооружения в 2 раза выше, чем в 2017 г., мы выполнили более 500 вылетов в рамках МАБАМ».
Командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин сказал: «Я горжусь вами и горжусь тем, что ВВС Израиля сделали в этом году. Мы не сдались. В этом году мы провели оперативную деятельность, ранее небывалую вне рамок полномасштабной войны – как по интенсивности, так и по её влиянию. Прогноз на 2019 год – это динамичный Ближний Восток и динамичная глобальная обстановка, которая сильно влияет на нас. Я считаю, что этот год будет отличаться от предыдущего и будет характеризоваться меньшей по объёму и более точечной оперативной деятельностью».
Итоги 2018 г., прочее
Уровень безопасности полётов остаётся высокий. Было несколько мелких инцидентов, но в целом ВВС не потерял ни один пилотируемый ЛА в лётно-технических инцидентах и небыло ни одной крупной аварии.
2018 г. характеризуется высоким уровнем международного сотрудничества. Несколько примеров:
Планы на 2019 г.
На совещании выступили начальники всех управлений штаба ВВС («Лаhак») с докладами по планам на следующий год. Среди прочего:
Следует отметить, что текущая многолетняя программа развития АОИ «Гидеон» (2015-2020 гг.) подходит к концу. В 2019 г. будет активно идти формирование следующей многолетней программы. Будет уделено большое внимание усилению ВВС в рамках этой программы, в частности в вопросах закупки новых платформ.
Цифровая революция подразумевает в первую очередь увеличение использования симуляторов для проведения учений. За прошедший год 14% всех учебных самолёто-вылетов боевых самолётов проводились на симуляторах. Этот процент вырастит в 2019 г. Использование симуляторов вырастит и в других парках ЛА, в частности в парке БПЛА. Начнётся процесс строительства ещё одного Центра отработки задач (МАЛАМ – «Мерказ ле-Имун Месимати»). МАЛАМ – самый современный тип симулятора полётов, позволяющий группе лётчиков (паре, четвёрке) отрабатывать полноценное учебное задание, от момента взлёта и до момента посадки, включая воздушные бои, противодействие ПВО, взаимодействие с наземным контролем и другими силами.
Программа, начавшаяся в 2018 г. и продолжающая расширяться в 2019 г., – это программа «Анашим» («Люди»), которую ведёт Управление кадров ВВС. Программа включает в себя более 130 рабочих процесса для благосостояния военнослужащих и улучшения условий жизни сверхсрочников, в том числе академическая программа для технического персонала, гранты служащим базы «Увда», согласившимся на переезд в Араву и субсидирование медицинских решений.
Одной из основных проблем, стоящих перед ВВС, является проблема кадровых ресурсов. Речь идёт о подписании сверхсрочниками контракта на второй срок и различные решения в связи с сокращением срока срочной службы. Ещё одна проблема – расширение программы «Плада Кхуля» («Голубая сталь») по взаимодействию ВВС с образовательными учреждениями. Программа включает в себя ряд направлений по поиску учащихся из профессиональных и общеобразовательных школ, которые по окончании обучения будут интегрированы в систему технического обеспечения ВВС.

[источники]В статье «Статистика АОИ за 2018 г.» приведены следующие данные оперативной работы ВВС:
- 150 вылетов по эвакуации пострадавших, эвакуировано 143 человека;
- вылеты авиации (на 31.11.18, по-видимому речь только об оперативных вылетах): более 2,000 боевых самолётов, более 600 вертолётов, более 2,300 транспортных самолётов;
- 32,166 оперативных лётных часов БПЛА.
Наиболее известный случай эвакуации пострадавших – поиск и спасение подростков, поиск и эвакуация и тел погибших в ходе трагедии в Нахаль Цафит (26.04.18, 10 погибших).
За прошедший год было немало случаев перехвата БПЛА, ракет и даже самолёта противника, был потерян и один самолёт ВВС:
- 10.02.18 – вертолёт AH-64 «Апачи» сбил иранский БПЛА, вторгшийся в воздушное пространство Израиля; в тот же день от огня сирийского ЗРК С-200 был потерян F-16I – первая боевая потеря ВВС с 2006 г. (потеря CH-53 в ходе Второй Ливанской войны) и первая потеря от зенитного огня истребителя-бомбардировщика с 1983 г. (потеря «Кфир» 20.11.83);
- ЗРК «Яhалом» («Патриот») сбили сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22М4 (24.07.18) и два сирийских БПЛА (11.07.18 и 13.07.18);
- Из Сектора Газа за год по Израилю были выпущены 1,000 ракет; 250 перехвачено системой ПРО «Железный Купол», 45 упали в застройке (цифры округлённые);
- 23.07.18 – первое боевое применение системы ПРО «Праща Давида»: 2 ракеты выпущены по 2 сирийским БР «Точка» (неудачно).
Многочисленные авиаудары в Секторе Газа и в Сирии, в частности операция «Бейт hа-Клафим» («Карточный домик», 10.05.18) против иранских баз в Сирии и операция по эвакуации израильского спецназа в Газе (ночь 11-12.11.18). Объём оперативной деятельности ВВС вырос настолько, что вместо традиционного термина БАТАШ («Битахон Шотеф» – «Обеспечение текущей безопасности» или «Обеспечение безопасности в мирное время») начал широко использоваться термин hа-МАБАМ («hа-Маараха ше-Бейн hа-Мильхамот» – «Сражение между войнами»).
Начальник штаба ВВС, бригадный генерал Томер Бар, так подытожил 2018 г.: «Темп изменений в регионе очень быстрый, уровень вмешательства сверхдержав – значительный. Количество использованного авиационного вооружения в 2 раза выше, чем в 2017 г., мы выполнили более 500 вылетов в рамках МАБАМ».
Командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин сказал: «Я горжусь вами и горжусь тем, что ВВС Израиля сделали в этом году. Мы не сдались. В этом году мы провели оперативную деятельность, ранее небывалую вне рамок полномасштабной войны – как по интенсивности, так и по её влиянию. Прогноз на 2019 год – это динамичный Ближний Восток и динамичная глобальная обстановка, которая сильно влияет на нас. Я считаю, что этот год будет отличаться от предыдущего и будет характеризоваться меньшей по объёму и более точечной оперативной деятельностью».
Итоги 2018 г., прочее
Уровень безопасности полётов остаётся высокий. Было несколько мелких инцидентов, но в целом ВВС не потерял ни один пилотируемый ЛА в лётно-технических инцидентах и небыло ни одной крупной аварии.
2018 г. характеризуется высоким уровнем международного сотрудничества. Несколько примеров:
- конференция командующих ВВС, с участием высокопоставленных командиров из более 20 стран;
- совместные с США учения ПВО/ПРО «Джунифер Кобра» в начале года;
- учения по эвакуации «Скай Энжелс» в конце года;
- участие 120-й эскадрильи в учениях «Ред Флег» на Аляске;
- многочисленные учения с участием Кипра и Греции (а в целом 15 иностранных государств проводили совместные мероприятия с ВВС Израиля в прошедшем году).
Планы на 2019 г.
На совещании выступили начальники всех управлений штаба ВВС («Лаhак») с докладами по планам на следующий год. Среди прочего:
- принятие решения по новым ЛА ВВС: тяжёлому транспортному вертолёту (замена CH-53), самолёту-заправщику, новой партии истребителей-бомбардировщиков;
- продолжение принятия на вооружение F-35I («Адир») и повышение ВВС в целом к уровню 5-го поколения;
- продолжение цифровой (дигитальной) революции;
- боеготовность к любым сценариям;
- продолжение МАБАМ на севере;
- продолжение усиления международного сотрудничества, в первую очередь это проведение в Израиле 4-х учений «Блю Флег» на авиабазе Увда, с участием ряда иностранных государств, в т.ч. США, Греция и Германия;
- процесс перевода базы ВВС «Сде-Дов» на базу «Хацор».
Следует отметить, что текущая многолетняя программа развития АОИ «Гидеон» (2015-2020 гг.) подходит к концу. В 2019 г. будет активно идти формирование следующей многолетней программы. Будет уделено большое внимание усилению ВВС в рамках этой программы, в частности в вопросах закупки новых платформ.
Цифровая революция подразумевает в первую очередь увеличение использования симуляторов для проведения учений. За прошедший год 14% всех учебных самолёто-вылетов боевых самолётов проводились на симуляторах. Этот процент вырастит в 2019 г. Использование симуляторов вырастит и в других парках ЛА, в частности в парке БПЛА. Начнётся процесс строительства ещё одного Центра отработки задач (МАЛАМ – «Мерказ ле-Имун Месимати»). МАЛАМ – самый современный тип симулятора полётов, позволяющий группе лётчиков (паре, четвёрке) отрабатывать полноценное учебное задание, от момента взлёта и до момента посадки, включая воздушные бои, противодействие ПВО, взаимодействие с наземным контролем и другими силами.
Программа, начавшаяся в 2018 г. и продолжающая расширяться в 2019 г., – это программа «Анашим» («Люди»), которую ведёт Управление кадров ВВС. Программа включает в себя более 130 рабочих процесса для благосостояния военнослужащих и улучшения условий жизни сверхсрочников, в том числе академическая программа для технического персонала, гранты служащим базы «Увда», согласившимся на переезд в Араву и субсидирование медицинских решений.
Одной из основных проблем, стоящих перед ВВС, является проблема кадровых ресурсов. Речь идёт о подписании сверхсрочниками контракта на второй срок и различные решения в связи с сокращением срока срочной службы. Ещё одна проблема – расширение программы «Плада Кхуля» («Голубая сталь») по взаимодействию ВВС с образовательными учреждениями. Программа включает в себя ряд направлений по поиску учащихся из профессиональных и общеобразовательных школ, которые по окончании обучения будут интегрированы в систему технического обеспечения ВВС.
Journal information