?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


«Пинхас, сколько вам лет?» – спросил Стивен Спилберг фигуру, спроектированную на настенном дисплее, пожилого человека в натуральную величину, который моргнул и ответил с польским акцентом: «Я родился в 1932 году. Вы можете сами посчитать». Спилберг рассмеялся: «Он попросил меня посчитать!» Затем он вернулся к Пинхасу: «Как вы выжили, когда столько людей погибло?» Пинхас ответил вопросом на вопрос: «Как я выжил? Я верю, что остался жив, потому что меня спасло Провидение».

Разговор длился пять минут и, хотя искусственный интеллект фигуры Пинхаса пугающе напоминал ранние фильмы Спилберга, целью было не развлечение, а образование.

На дисплее находилась интерактивная биография Пинхаса Гутера, польского еврея, пережившего Холокост. История жизни Гутера – это часть экскурсионного тура в новой штаб-квартире Фонда Холокоста, организации, которую Спилберг создал в 1994 году для сбора свидетельств евреев, переживших Холокост. В настоящее время Спилберг расширяет деятельность фонда в кампусе университета Южной Калифорнии, чтобы следовать своей миссии: бороться с ненавистью, которая, по его словам, стала обычным явлением во всем мире. «Ненависть теперь считается само собой разумеющимся делом, – сказал Спилберг. – Мы не делаем достаточно, чтобы этому противостоять».

Предварительно записанный видеозвонок – часть серии, в которой используется технология воспроизведения, предлагающая посетителям пообщаться в чате с 16 людьми, пережившими геноцид, на основе конкретных словесных шаблонов и более чем 2000 вопросов на разные темы, от Бога до личной истории. В начале месяца показания Пинхаса, как инструмент, повышающий осведомленность, были представлены в ООН в связи с 70-летием принятия закона против геноцида.


Фонд продолжает собирать и обнародовать истории жертв антисемитизма, а также собирает то, что Спилберг называет «живыми свидетельствами» геноцида в наше время.

«Нельзя говорить о Холокосте, как о единовременном явлении, – говорит Спилберг с глубоким убеждением. – Мы решили отправить наших видеографов в Руанду для сбора доказательств, оттуда мы отправились в Камбоджу и Армению, мы тщательно изучаем то, что произошло в Центральноафриканской Республике и в Гватемале, а также Нанкинскую резню, мы собираем доказательства насилия в отношении рохинджа в Мьянме и нынешнего антисемитского насилия в Европе».

Площадь Фонда Холокоста на 1000 кв.м., которая была открыта для публики в прошлом месяце, далека от того, чем была организация в начале 1993 года после выхода фильма «Список Шиндлера». Спилберг разослал армию видеографов по всему миру, чтобы документировать истории выживших в Холокосте. Записи интервью хранились в офисах его продюсерской компании в Universal Studios, после чего, в 2006 году фонд был перемещен в Библиотеку Leavey в Университете Южной Калифорнии (в архиве визуальной истории хранится более 51 000 записей выживших в Холокосте – 115 000 часов поразительных историй).

В настоящее время в организации работают 82 сотрудника, а годовой бюджет составляет 15 млн. долларов, включая 3 млн. долларов из университета. Фонд также получил миллионы долларов пожертвований. Его новый дом – офис и часть медийной лаборатории – изобилует фотографическими свидетельствами на 43 языках из 65 стран, и работами, вдохновленными теми, кто остался в живых. Посетители могут посещать экскурсионное бюро с понедельника по пятницу с 10 до 14 часов.

Повторное открытие фонда на новом месте совпало с повторным показом «Списка Шиндлера» в кинотеатре. В своей рецензии на фильм в 1993 году Джанет Меслин писала: «Спилберг блестяще продемонстрировал творческий интеллект. Он позаботился о том, чтобы и о нем, и о Холокосте не думали так, как думали когда-либо раньше».

Спустя четверть века после премьеры «Список Шиндлера» по-прежнему представляет собой сложный рассказ о зверствах нацистов. «Мы были удивлены, когда кто-то попытался снять фильм на эту тему», – сказала 94-летняя Рене Файерстоун, чья история – одна из тех, что рассказывают в фонде.

«Несмотря на расширение, все еще есть некоторые проблемы, – сказал менеджер фонда. – Большинство свидетельств недоступны в интернете, поэтому их можно просматривать только на территории Фонда или в 146 участвующих в проекте библиотеках и университетах. Стенограмм пока нет, но Фонд тратит 10 млн. долларов на создание бесплатной онлайн-платформы для исследователей, школ и общественности, и к концу 2019 года она будет создана». Этого и касался первый вопрос Спилбергу.

– Почему вы решили расширить Фонд Холокоста?

– Я думаю, что наблюдается заметный рост антисемитизма и, несомненно, рост ксенофобии. Люди на высоких должностях выражают публичную ненависть. И это – серьезное изменение. Прилагаются усилия, чтобы исказить правду и превратить ее в искаженную идеологию. Мы видели, что это происходит сначала в Европе, во Франции, а затем снова в Польше – я никогда не думал, что это вернется к нам, как в последние два года.

– Как Голливуд может бороться с этим?

– Посмотрите, сколько фильмов сегодня рассказывают истории женщин. Существуют огромные гендерные изменения, и начало этих изменений мы увидели в падении Харви Вайнштейна. Искусство истории, по сути – человеческое, и я надеюсь, что Фонд Холокоста сможет вдохновить искусство слушать.

– Вы показали «Список Шиндлера» спустя 25 лет. Считаете ли вы, что фильм может иметь тот же эффект?

– На кинофестивале в Трайбеке я впервые за 25 лет увидел аудиторию, которая смотрела «Список Шиндлера». Зал был полон. Я повернулся к жене и сказал: «Боже, они все еще слушают». В свете этого возобновления цикла ненависти – и, параллельно с ним, увеличения числа инициатив Фонда Холокоста – я думал, что фильм может спровоцировать дискуссию о том, что геноцид может произойти в любом месте, где нормальное общество разрушено. То, что произошло в Шарлоттсвилле, оказало огромное влияние на желание пересмотреть фильм.

– Если бы вы сняли этот фильм сегодня, что бы вы изменили в нем?

– Ничего. Он успешно прошел испытание временем.

– Что осталось у вас через 25 лет после съемок в Польше?

– Все четыре месяца съемок в Кракове волосы на затылке стояли дыбом, и было очень трудно просыпаться каждое утро, садиться в машину и ехать на съемочную площадку. Я хотел использовать те места в Кракове, где Шиндлер действительно бывал, включая еврейское гетто. Мы снимали прямо возле концентрационного лагеря Плашов. Мы снимали за пределами Освенцима … Это была одна из самых холодных ночей в моей жизни. Мертвое молчание среди актеров – можно было услышать звук падающей булавки.

– Фонд решил добавить современные доказательства геноцида, которые дополняют более 51 000 уже существующих доказательств антисемитизма. Воспоминания моих бабушки и дедушки были документированы фондом в 1996 году; являются ли такие видео лучшим учителем?

– Мы все – рассказчики. Нет живого человека, который не рассказывал бы истории. История происходит каждый день. Поэт Майя Анджело сказала: «История не может быть отменена, несмотря на огромную боль, которую она несет, но, если мы мужественно с ней справимся, нам не придется переживать ее снова».

– Какое у вас самое раннее воспоминание, изменившее вас?

– Моя бабушка преподавала английский язык венгерским жертвам Холокоста в Цинциннати, мне было два или три года, и я сидел с ними за столом, где я учил цифры – по руке человека, пережившего Холокост. Он показывал мне цифры, которые были вытатуированы на его коже… Так я научился считать.

– Что вы еще планируете сделать?

– Родители и учителя должны взять на себя ответственность за то, как в обществе рождается ненависть. Я работаю с телеканалом Discovery и с Алексом Гибни, лауреатом премии Оскар за шестичасовое исследование под названием «Почему мы ненавидим». Я не планирую дальнейшую драматизацию самого Холокоста, а уделяю все внимание документальному формату.

Адам Попеску, «ХаАрец», Л.К. К.В.

Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…