?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Картинки по запросу Рабби Шнеур ЗалманЕще ребенком он обнаружил удивительные способности‚ и учитель даже отказался с ним заниматься‚ потому что мальчик превосходил его своими познаниями. Местный раввин называл мальчика "удивительным ученым‚ изощренным в талмудической науке"; о нем заговорили далеко за пределами местечка‚ и витебский богач пожелал выдать за него свою дочь. Пятнадцати лет он женился‚ переселился в Витебск‚ изучал там Талмуд и вел аскетический образ жизни. Но в городе не было учителей‚ которые могли бы ответить на сложные вопросы‚ и юношу тянуло к "очагам истины" – в Вильно‚ где жил тогда Элиягу Гаон‚ или в Межирич – к главе хасидов‚ рабби Дову Беру. Многие юноши решали в ту пору‚ какую выбрать дорогу‚ – и на эту тему существует хасидское предание‚ которое связывают с именем рабби Исраэля Полоцкого. Рассказывали‚ что рабби Исраэль долго молил Всевышнего указать ему путь к истинному учению‚ пока‚ наконец‚ не услышал голос‚ который шепнул ему: "Поезжай!" Вместе со своим другом рабби Азриэлем он отправился в путь и доехал до развилки: дорога направо уводила в Вильно‚ налево – в Межирич. Путники не знали‚ куда повернуть‚ но лошади вдруг тронулись сами и быстро повезли их налево. Два пути было в то время‚ всего два‚ – и рабби Шнеур Залман тоже повернул на Межирич.

Было ему тогда чуть больше двадцати лет‚ и он стал одним из самых молодых учеников рабби Дова Бера. Когда он впервые там появился‚ ученики "Великого магида" – "святое братство" – обсуждали вопрос о различных категориях ангелов. “Эти полные огня слова‚ – вспоминал рабби Шнеур Залман‚ – зажгли пламя страстного тяготения к Богу в сердцах всех учеников. Ими овладело состояние экстаза. Они беззвучно шевелили губами‚ трепеща и плача. У некоторых учеников лица горели‚ глаза сияли‚ руки были вытянуты вперед‚ будто их поразил гром. Другие ученики неслышно пели‚ их сердца разрывались от переполнявшего их чувства восторга‚ их души готовы были оставить тела в стремлении примкнуть к своему Творцу... Но как только ученики услышали шаги магида‚ сразу же все пришли в себя и встали‚ готовые встретить своего учителя... Две вещи я тогда увидел: святой экстаз святого братства‚ с одной стороны‚ и примечательное спокойствие магида‚ которое очаровало меня. И тогда я стал хасидом". И еще он говорил: "Когда мы были у нашего учителя в Межириче‚ мы черпали святой дух целыми ведрами‚ а чудеса валялись там просто на полу‚ и никто не думал их подбирать".

Рабби Дов Бер предсказал своему молодому ученику: "Этот маленький еврей будет раввином всей Белоруссии"‚ – что и исполнилось со временем. После смерти учителя рабби Шнеур Залман возвратился в Белоруссию и поселился сначала в Могилеве. В 1777 году глава белорусских хасидов рабби Менахем Мендл из Витебска с группой последователей переселился на Святую Землю и основал в Тверии хасидскую колонию. Рабби Шнеур Залман провожал его до границы с Турцией‚ говорят даже‚ что хотел ехать дальше‚ но рабби Менахем Мендл уговорил его вернуться в Белоруссию‚ где ждали рабби Шнеура Залмана великие дела. Он возвратился и поселился в Лиозно‚ а впоследствии переехал в местечко Ляды. Многие приезжали к нему за благословением‚ советом‚ с просьбами об исцелении‚ но советы он давал неохотно‚ роль цадика-чудотворца отклонял решительным образом и даже просил хасидов‚ чтобы поменьше к нему ездили‚ потому что каждый должен сам служить Богу и не очень-то полагаться на другого. Но его необычайная энергия‚ организаторские способности‚ репутация выдающегося ученого-талмудиста привлекали многих‚ и число его последователей быстро росло. Предполагают‚ что к концу восемнадцатого века их было уже десятки тысяч человек.

Рабби Шнеур Залман стал основателем нового направления в хасидизме под названием "Хабад". Понятие "Хабад" образовано от первых букв трех слов на иврите: "хохма" – мудрость‚ "бина" – понимание‚ "даат" – знание. Источником веры рабби Шнеур Залман считал не чувство‚ не экстаз‚ но разум. Разум должен господствовать над чувствами и руководить ими‚ и хорошо только такое восторженное состояние‚ которое является результатом учения‚ размышления и созерцания и к которому не примешиваются чувственные или телесные возбуждения.

Рабби Шнеур Залман освободил хасидизм от многих суеверных представлений и не позволял развиваться чрезмерному культу цадиков. Праведник‚ или цадик‚ считал он‚ это мудрец‚ учитель‚ а не пророк и ни в коем случае не чудотворец‚ к которому обращаются с просьбами об исцелении и помощи бесплодным женщинам.

В 1784 году в городе Могилеве противники хасидизма осудили заочно рабби Шнеура Залмана и его последователей‚ объявили их вне закона и потребовали в обидной форме‚ чтобы глава хасидов явился в Могилев и выслушал их приговор‚ иначе его доставят силой. Рабби Шнеур Залман в Могилев не поехал‚ а взамен этого отправил письмо‚ в котором звучали не только горечь и обида‚ но и желание непременного примирения. Он писал: "Старейшины опираются на великое древо‚ на благочестивого гаона Элиягу из Вильно‚ многими прославляемого‚ как единственного в своем роде в нашем поколении; но если он и единственный‚ то все-таки он один‚ а мнение одного не может перевешивать мнения многих‚ стоящих на нашей стороне... Если вы действительно хотите добиться истины‚ то пусть... сядут и разберут нас именитые и прославленные мужи‚ знающие Закон и богатые мудростью... И выяснится тогда наша правота‚ как ясный полдень‚ и будет покой‚ мир и тишина в народе‚ и не будет разъединения между соединенными в Боге нашем!.. Ваш друг Шнеур Залман сын Боруха из Лиозно".

Рабби Шнеур Залман искал пути к примирению с противниками‚ однажды специально приехал в Вильно‚ пришел в дом Виленского гаона‚ но тот отказался его принять. Через несколько дней рабби снова пришел туда же‚ чтобы выяснить истину и "водворить мир во Израиле"‚ но Элиягу Гаон снова не пожелал разговаривать с "еретиком". Это не понравилось даже некоторым из приближенных Виленского гаона; они настаивали‚ чтобы тот встретился с "еретиком" лицом к лицу и в диспуте нанес бы окончательный удар хасидизму. Но Элиягу Гаон не пожелал этого сделать‚ уехал из города и прожил в предместье до тех пор‚ пока "еретик" не покинул Вильно.

Феликс Кандель

В Петербург из Вильно поступил донос «о вредных для государства поступках руководителя каролинской (т. е. хасидской) «секты» Залмана Боруховича». Осенью 1798 г. рабби Шнеур-Залман и его 22 «сообщника» были арестованы и в железных оковах под караулом отправлены в столицу. Рабби Шнеур-Залман был обвинен в создании вредной секты и распространении нежелательных религиозных идей. Кроме того, его обвиняли в государственной измене, подрывной деятельности, шпионаже в пользу Турции и нелегальной отправке денег в Эрец Исраэль. Алтер Ребе был заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости и находился в заточении 53 дня.

Ответы рабби Шнеура-Залмана на вопросы, заданные в тайной канцелярии, убедили власти, что его деятельность не представляет ничего преступного. Вместе с другими узниками Алтер Ребе был освобожден, хотя за ним было сохранено «строгое наблюдение». Указ об освобождении узника был подписан самим царем. Существует предание, что Павел I встретился с еврейским мудрецом и проникся к нему глубоким уважением.

19 кислева 5559 года (16 ноября 1798 г.) рабби Шнеур-Залман был освобожден из Петропавловской крепости. Этот день отмечается хасидами ХаБаД с особым торжеством как Праздник Освобождения и Новый год хасидизма.

Освобождение Алтер Ребе означало официальное признание хасидизма в Российской империи («секта евреев каролины именуемая, остается при прежнем ее существовании»), и с той поры исчезли последние преграды на его пути.

Противники хасидизма, однако, не думали отступать. В начале 1800 г. руководители виленских митнагдим направили в Петербург р. Авигдора бен Йосефа-Хаима, смещенного с должности раввина в г. Пинске. В столице он, движимый сугубо материальными интересами, подал на имя императора Павла I жалобу на «вредную и опасную секту», которая может «подать повод к величайшим дерзостям и злодеяниям». Рабби Шнеур-Залман снова обвинялся в ежегодной отправке больших средств в Турцию, то есть в «помощи турецкому султану» (так доносчик пытался представить властям денежную помощь, которая посылалась хасидам, поселившимся в Эрец Исраэль). В ноябре 1800 г. рабби Шнеур-Залман был вновь арестован и доставлен в Петербург. В аресте сыграла роль представленная императору докладная записка сенатора Г. Р. Державина. В ней он, рассматривая причины голода в Беларуси, писал также о «вредной деятельности» рабби Шнеура-Залмана. Чиновники тайной канцелярии устроили Алтер Ребе очную ставку с доносчиком. Письменные ответы Ребе понравились императору, по приказу которого его вновь освободили из-под ареста, но без права выезда из столицы до рассмотрения дела в сенате. После воцарения Александра I (март 1801 г.) и упразднения тайной канцелярии было пересмотрено и дело Алтер Ребе. Его освободили, и он поселился в местечке Ляды Могилевской губернии (с тех пор он навсегда стал известен как рабби Шнеур-Залман из Ляд). Здесь Алтер Ребе сосредоточился на написании научных трудов, отражающих его взгляды, занимался упорядочением жизни хасидских общин, решая вопросы организационного и духовного порядка. Важным событием стало издание в 1803 году сиддура «Теиллат аШем» – молитвенника, по которому и сегодня молятся хасиды ХаБаД.

Во время Отечественной войны 1812 г. Алтер Ребе, опасавшийся, что с победой Наполеона над Россией могут, не дай Б-г, сокрушиться устои иудаизма, проявил необыкновенную энергию в организации военных разведчиков из евреев.

Вместе с русскими войсками рабби Шнеур-Залман отступал до Курска. Тяжелые дорожные условия повлияли на его здоровье, и 24 Тевета 5572 г. (1813 г.) в селе Пены Сумского уезда Курской губернии Алтер Ребе закончил свои земные дни. Сыновья отвезли его тело в Украину и похоронили в местечке Гадяч Полтавской губернии.

источник

Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Profile

я я
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

ТУТ МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

4506266_original

Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Powered by LiveJournal.com