Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Римские каникулы с Железновым. Папская архибазилика - Basilica di San Giovanni in Laterano. Часть 1



Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) – это папская архибазилика, расположенная в Риме. В иерархии католических храмов Латеранская базилика стоит на самой высшей ступени, превосходя древние и почитаемые церкви такие, как Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) и собор святого Петра (Basilica di San Pietro).

Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.









В дохристианские времена земли возле холма Целио (Celio) принадлежали богатой римской семье Латеранов (Laterani). В «Анналах» Тацита осталось упоминание о том, как в I веке н.э. Плауцио Латерано (Plauzio Laterano) был изобличен в интригах против императора Нерона (Nerone). Переворот сорвался, и все имущество мятежного римлянина ушло в императорскую казну.




Во II веке н.э. на месте Латеранской базилики был разбит мощный конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo).



Основателем же базилики считается римский император Флавий Валерий Константин (Flavio Valerio Costantino). Перед решающим боем с Максенцием, Константин Великий увидел в небе хризму – монограмму имени Христа, которая предвестила победу. Таким образом, в начале III столетия правитель империи признает свободу вероисповедания, а в Риме появляется первая христианская церковь.





Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века кафедральный собор святого Иоанна Крестителя оставался единственным папским храмом. В прилегающих постройках располагались папские резиденции. В самой церкви был установлен трон понтифика. Церковь стала свидетелем 5 вселенских соборов – наивысших церковных собраний, на которых рассматривались краеугольные религиозные вопросы.







Богато убранный собор святого Иоанна Крестителя в Риме неоднократно подвергался разграблению и последующему восстановлению. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. Помимо купели в баптистерии были созданы три капеллы, названые в честь Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Святого Креста.



В IX столетии папа Лев III реконструировал потолок храма и украсил его апсиду витражами. В X веке к базилике была пристроена часовня, освященная в честь святого Фомы.









На протяжении XIV века Рим утратил свою привилегию считаться центром христианства, понтификат переехал во французский Авиньон (Avignon). В этом столетии некогда величественный собор пришел в упадок и дважды был предан огню. По возвращению папской власти в Рим, Латеранская базилика была предана забвению, новой резиденцией был избран Ватикан.





Старинная постройка была практически разрушена. Реставрацией храма в XV веке занялся папа Мартин V. Благодаря его усилиям были восстановлены стеновые росписи Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) и его ученика – Пизанелло (Antonio Pisanello). В последующее десятилетия, в ходе строительных работ, была разрушена большая часть романских колонн, чтобы уступить место раннебарочному стилю.



В XVI веке купол крестильни (баптистерия) обрел восьмигранную форму, которую он сохранил и до сегодня. За время своего существования собор Святого Иоанна Крестителя претерпел немало изменений.



Внешний вид здания демонстрирует вкрапления романского стиля, классицизма, барокко. Множество характерных элементов декора храма были созданы на протяжении XVII века. Так, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов. Затем Борромини (Francesco Borromini) взял на себя труд перестроить неф и проходы базилики в барочном стиле. Из Римского форума были взяты великолепные бронзовые двери, которые в настоящее время служат главным входом в храм.



Окончательно внешний облик Сан-Джованни ин Латерано сформировался в XVIII столетии. Реконструкцией церкви и украшением фасада занимался архитектор Алиссандро Галилеи (Alessandro Galilei). Его заслуга – строгие классицистические колонны и внушительные статуи, установленные над входом в базилику.



В XIX и XX веках храм пережил несколько реставраций, призванных сохранить исторический облик и наполнение задания. А к 2000 юбилею в сборе были открыты Святые двери, созданные Флориано Бодини (Floriano Bodini).



Интерьер Базилика Сан-Джованни ин Латерано поражает и завораживает красотой внутреннего убранства. Ценнейшие мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере.



В XIII веке мозаики подвергались реставрации Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Мастер добавил к древним рисункам символы ордена Францисканцев.





Кафедра папы римского находится под сводом апсиды. Драгоценные порфировые столбы и яркая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов.









Над центральным алтарем храма в кевории хранятся древние христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла. Неф храма поражает своим богатым убранством. Мозаичные полы испещрены контрастными кругами и квадратами, столь характерными для стиля косматеско. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Белоснежные плиты украшены декоративной резьбой и эмблемами понтификов.



Много сил на восстановление нефа в XVII столетии положил Борромини. Особого внимания стоит отреставрированный деревянный потолок нефа, декорированы кессонными орнаментами. В центре богатого резного потолка красуется панель с гербом папы Пия V.



Между мраморными колоннами в XVII-XVIII веках были установлены статуи и картины, изображающие апостолов. В нефе Сан-Джованни ин Латерано можно наблюдать частично сохранившуюся фреску, изображающую папу Бонифация III. Автором этой искусной работы принято считать великого Джотто (Giotto di Bondone).



Внутри церкви находится несколько часовен, каждая из них имеет собственное посвящение. Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta) появилась в XVIII веке, чтобы вместить в себя гробницу кардинала Джулио Аквавия, умершего в XVI столетии. Другая часовня посвящена мученику Иоанну Непомуцкому (San Giovanni Nepomuceno).



Она была создана в XIX веке и отличается богатым убранством: алтарь, инкрустированный полудрагоценными камнями, скульптуры, икона «Снятие с креста». Капелла Массимо (Massimo) была спроектирована архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) в XVI веке. Основная реликвия часовни – полотно «Распятие Христа».



Есть капелла, освящена в честь Иоанна Богослова. Она украшена фреской с изображением святого Иоанна, которому явилось видение Непорочной девы. В капелле находится гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.




Источник текста: https://italy4.me/lazio/roma/cerkvi-rima/basilica-di-san-giovanni-in-laterano.html

Там же в базилике есть и музей - вход 5 евро, но его я покажу отдельно

Огромную помощь нам оказала профессиональный римский гид Leana Rosenberg , составив маршрут и дав множество ценнейших советов что, как и где, исходя из наших предпочтений, так что если уже вам нужен гид - смело рекомендую.
Tags: Италия, Римские каникулы с Железновым, Фото
Subscribe

Posts from This Journal “Римские каникулы с Железновым” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments