Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Истории еврейского календаря




Принято считать: человек, который управляет временем, управляет и повесткой дня. И потому не удивительно, что любая великая революция, начинала с того, что, прежде всего меняла календарь. Таким образом лидеры Французской революции, заменив обычный григорианский календарь, создали свой собственный, где каждый месяц состоял из трех недель, а неделя – соответственно – из десяти дней; нечто подобное предприняли и большевики в России, создавшие специальный календарь для рабочих, состоявший из пятидневной недели, где каждый день был обозначен цветом: желтый, розовый, красный, фиолетовый и зеленый. Впрочем, это им не помогло.

В 1806 году Наполеон отменил «революционный календарь», который в любом случае оказался непригодным для использования, а идея с «цветным календарем» для рабочих продержалась и того меньше – всего один год (1930-1931), после чего советская власть вынуждена была вернуться к привычному григорианскому календарю, поняв, что идея не сработала.

Одна из причин, по которым учредители новых календарей потерпели фиаско, заключалась в том, что они не опирались на существовавшие культурные коды, а руководствовались агрессивным желанием во что бы то ни стало внести изменения, чтобы добиться перемен.

Однако есть другая революция, связанная с календарем, которая преуспела, в отличие от других неудачных попыток, по прямо противоположной причине: эта революция оказалась созвучной глубокому несогласию со значением понятия времени и его отношения к человеку.


Этот рассказ – страстная и драматическая история о борьбе саддукеев и фарисеев – о двух главных еврейских религиозно-философских школах древности. В самом центре их полемики оказался вопрос: «Кто управляет временем – Бог или человек?»

Пожалуй, ответ на него можно найти в увлекательной книге профессора Рахель Элиор «Память и забвение – секреты преданий Иудейской пустыни».

Примерно в 187 году до н.э. во время царствования Селевкидов, правивших Землей Израиля, на престол взошел Антиох IV. Тот самый Антиох, о котором известно, что он пытался навязать евреям эллинистическую культуру. Что, в свою очередь, привело к восстанию хасмонеев и – впоследствии – послужило ключевой причиной для празднования Хануки. Однако менее известен тот факт, что в рамках «перепрофилирования» еврейского народа на греческий лад Антиох потребовал от главного первосвященника, — Ониаса III, — чтобы еврейский календарь, основанный на солнечном цикле, был заменен на вавилонский – лунный.

Ониас III, потомок династии саддукеев, исправно служившей «Дому Давида» на протяжении 900 лет, отказался самым решительным образом. Календарь саддукеев основан на библейском, солнечном календаре, где говорится, что новый год – Рош ха-Шана – начинается с первого дня месяца Нисан: «Этот месяц для вас – глава новых месяцев, первый для вас из месяцев года» (Книга Исход, 12:2).

Согласно убеждениям саддукеев, Ханох Бен-Йеред, седьмое поколение после Адама, принял священный солнечный календарь, который ему вручили ангелы, спустившиеся с неба. Так следует из первой и второй апокрифических книг Ханоха.

Итак, календарь саддукеев был солнечным, состоящим из 364 дней, разделенных на четыре четверти; каждая четверть состояла из 91 дня и тринадцати недель. В общей сложности 52 субботы в течение года (кстати, единица измерения «неделя» относится к оригинальным еврейским изобретениям).

В календаре саддукеев знаменательные даты никогда не менялись. Праздники, обычаи, годы шмиты («шмита» – так называется седьмой год из семилетнего сельскохозяйственного цикла, предусмотренного Торой для Земли Израиля; в это время все сельскохозяйственные работы запрещены – прим. «Детали»), годы йовеля («йовель» — последний год пятидесятилетнего цикла, который евреи начали отсчитывать через 14 лет после вступления в Землю Израиля и распределения земельных наделов – прим. «Детали»), время сбора налогов, пожертвования и выплаты десятины – все это было закреплено за конкретными датами, которые не менялись.

Чтобы сохранить подобный распорядок, в Храме работало 24 смены, состоявшие из двадцати четырех священнических семей; они менялись каждую неделю. Иначе говоря, каждая семья, в общей сложности, отрабатывала в Храме две недели в году; чтобы завершить полный цикл года до 52 недель, четыре семьи работали еще по неделе каждая.

Причина, по которой священники-саддукеи придерживались подобной периодизации, отнюдь не была обусловлена их каким-то особым фанатизмом и\или нелюбовью к изменениям. В традиции саддукеев считалось, что люди не управляют временем. У самого слова «Храм» — «Бейт ха-Мигдаш» — есть латинский первоисточник Temp (время).

Согласно саддукеям, Храм — обитель Бога — это еще и обитель времени, своего рода Гринвичские часы древнего времени. Это – детерминированный взгляд, что время находится не в человеческих руках. И, согласно подобному мировоззрению, попытка человека изменить «настройки» времени означает неповиновение Божественной власти.

И все же, как следует из истории, в какой-то момент евреи отказались от солнечного календаря и перешли к лунному. Более того, Рош ха-Шана празднуется теперь в первый день месяца Тишрей, а не в первый день месяца Нисан, как написано в ТАНАХе.

Те, кто внес столь драматические изменения в восприятие еврейского времени, это мудрецы Мишны, фарисеи, ставшие, по сути, после разрушения Храма в 70 году н.э. религиозной гегемонией на Земле Израиля. Предыстория столь революционных перемен печальна и трагична: храм разрушили, а евреев изгнали из Иерусалима. Первосвященники, посредничавшие между народом и Богом и державшие монополию поклонения Богу, утратили власть. Появилась новая элита – мудрецы Мишны. Они основали альтернативный центр иудейской веры в Явне, поняв, что для сохранения еврейских ценностей необходимо совершить революцию в сознании – от Храма до специального места изучения Торы («Бейт Мидраш», буквально «Дом учения» – прим. «Детали»).

Духовная трансформация мудрецов Мишны оказалась радикальной. Поскольку они позволяли себе трактовать ТАНАХ по-своему, они позволили себе вторгнуться на территорию Божественного времени.

Чтобы распространить повсюду свой суверенитет, мудрецы учредили лунный календарь, согласно которому первым месяцем нового года становился месяц Тишрей. На вавилонском наречии – «Ташриту», что в переводе с иврита означает «начало».

Это изменение знаменовало собой не просто демонстрацию силы, а, скорее, иной, гуманистически-религиозный подход, подрывающий прежние основы. После разрушения Храма и поворота в сторону Галахи наши мудрецы постановили, что религиозная власть была передана от Бога – человеку. Каждый месяц специально назначенные люди наблюдали за наступлением новолуния, а затем, согласно наблюдениям, и было установлено начало лунного месяца. Иначе говоря, время перестало быть «собственностью» Бога, его экспроприировали, передав человеку. Вот почему еврейский календарь сохранился в течение многих столетий.

Как ни странно, но в светском и суверенном государстве Израиль мы отмечаем праздники по лунному еврейскому календарю, который символизирует власть человека над временем, хотя обычное, светское время — григорианский календарь — мы отмечаем по солнечному, Божественному календарю.

Оши Дерман, «ХаАрец» М.К. "Детали"
Tags: История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • ЕВРЕИ И СУЕВЕРИЯ: САМЫЕ СТРАШНЫЕ И ЖУТКИЕ ДОМЫСЛЫ

    Суеверия. В них как нельзя лучше проявляются характер и особенности народа, его судьба. И формируются они в радостях, печалях и страхах…

  • Папа Иоффе и его физика

    Он трудился вместе с Ренггеном, проверял теорию Кюри и спорил с Эйнштейном. Он основал советскую школу физики, а американская, немецкая,…

  • Эрец-Исраэль в 1942. Тренировочная база Палестинского полка

    Палестинский полк был пехотным полком британской армии, сформированным в 1942 году. Полк был переброшен в Египет и Киренаику, но большая часть их…

  • Холокост в красках

    Все, что было у маленькой Хельги Вайс в концлагере – это краски и карандаши. С таким богатством она могла рисовать дивный мир, далекий от…

  • Антисемитская диверсия по-английски - как англичане боролись с репатриацией евреев

    Несколько лет назад британский историк Кейт Джефри из Королевского университета в Белфасте опубликовал крайне примечательную книгу о работе…

  • Пианист на крыше

    Он чудом сбежал из гетто и, прячась по чердакам, смог пережить в Варшаве всю войну. Его мемуары «Гибель города» опубликовали в…

  • Еврейка из Техаса

    Она лечила индейцев из племени команчи, те же делились с ней всем – например, рецептом будущего сгущенного молока. А еще они торговали…

  • «Чайка» в молоке

    Он нашел ее в парижском кабаре, выкупил, осыпал бриллиантами и обласкал шелками. Она отправилась за ним – стала звездой Бродвея и сделала…

  • Мечта блатной воровки

    После того как ее муж-поэт был арестован и сослан на Соловки, она примкнула к блатному миру и стала воровкой. Дочь уважаемого в Петербурге еврея…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments