Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Они первыми играли джаз

Джаз музыкальному миру подарила встреча двух культур — европейской и африканской. На интернациональной волне в начале 20-х годов ХХ века музыкальное направление ворвалось в Страну Советов. Вспоминаем исполнителей, которые первыми играли джаз в СССР.

ВАЛЕНТИН ПАРНАХ — ПИОНЕР СОВЕТСКОГО ДЖАЗА



«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.

В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства — нынешнего ГИТИСа — собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актер и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович — на саксофоне, Тизенгайзен — на контрабасе и ножном барабане. Все равно контрабасисты отбивают ритм ногой — решили музыканты.

На первых концертах Валентин Парнах рассказывал зрителям о музыкальном направлении и том, что джаз — это соединение традиций разных континентов и культур в один «интернациональный сплав». Практическую часть лекции принимали с восторгом. В том числе Всеволод Мейерхольд, который не замедлил предложить Парнаху собрать джаз-банд для своего спектакля. Популярные фокстроты и шимми звучали в спектаклях «Великодушный рогоносец» и «Д.Е». Энергичная музыка пришлась кстати даже на первомайской демонстрации 1923 года. «Джаз-банд впервые участвовал в государственных торжествах, чего до сих пор не было на Западе!» — трубила советская пресса.

АЛЕКСАНДР ЦФАСМАН: ДЖАЗ КАК ПРОФЕССИЯ



Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории, которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз». Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок — сада «Эрмитаж». В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.

«Утомленное солнце нежно с морем прощалось» зазвучало в 1937 году с пластинки, записанной ансамблем Александра Цфасмана уже под названием «Московские ребята».

Впервые в Союзе в джазовой обработке услышали известное танго польского композитора Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье» на слова поэта Иосифа Альвека. Первым про нежное прощание солнца и моря спел солист цфасмановского джазового ансамбля Павел Михайлов. С легкой руки музыкантов хитом на все времена стала еще одна запись с того же диска — про неудачное свидание. «Так значит завтра, на том же месте, в тот же час», — распевала вслед за джазовым ансамблем вся страна.

«Те, кто когда-нибудь слушал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателя магически».

Александр Медведев, музыковед


Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее «Встреча на Эльбе», а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму «Незабываемый 1919-й». Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле «Под шорох твоих ресниц» театра кукол Сергея Образцова.

ЛЕОПОЛЬД ТЕПЛИЦКИЙ. КЛАССИКА В ДЖАЗОВОЙ ОБРАБОТКЕ



Леопольд Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами на сеансах немого кино в петербургских кинотеатрах «Эрмитаж» и «Люкс» еще во время учебы в консерватории. В 1926 году Народный комиссариат отправил молодого музыканта в Филадельфию для выступлений на Международной выставке. В Америке Теплицкий услышал симфоджаз — музыку этого направления исполнял оркестр Пола Уайтмена.

Когда Леопольд Теплицкий вернулся в СССР, он организовал «Первый концертный джаз-банд» из профессиональных музыкантов. В джазовой обработке зазвучала классика — музыка Джузеппе Верди, Шарля Гуно. Играл джаз-банд и произведения современных американских авторов — Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина. Так Леопольд Теплицкий оказался в авангарде профессионального ленинградского джаза 1930-х годов. Леонид Утесов называл его «первым из отечественных музыкантов, кто показал джазовую игру».

Первое выступление джазменов прошло в 1927 году. Предваряла концерт лекция «Джаз-банд и музыка будущего» музыковеда и композитора Иосифа Шиллингера. Особый интерес публики вызвала и непривычная для тех лет музыка, и солистка — с музыкантами выступала эстрадная и джазовая певица из Мексики Коретти Арле-Тиц. Успех коллектива длился недолго: в 1930 году Леонид Теплицкий был арестован и осужден по статье «шпионаж». Его освободили спустя два года, однако жить в Ленинграде Теплицкий не остался — переехал в Петрозаводск.

С 1933 года музыкант работал главным дирижером Карельского симфонического оркестра, но джаз не оставил — играл с академическим оркестром и джазовую программу. Выступал со своим новым коллективом Теплицкий и в Ленинграде — в рамках Декады карельского искусства. В 1936 году при участии музыканта появился новый коллектив «Кантеле», для которого Теплицкий написал «Карельскую прелюдию». Ансамбль стал победителем Первого всесоюзного радиофестиваля народного творчества в 1936 году. Леопольд Теплицкий так и остался жить в Петрозаводске. Памяти знаменитого джазмена посвящен фестиваль джазовой музыки «Звезды и мы».

ЛЕОНИД УТЕСОВ. «ПЕСЕННЫЙ ДЖАЗ»



Громкая премьера на рубеже 1930-х годов — «Теа-джаз» Леонида Утесова. Модное музыкальное направление с легкой руки знаменитого эстрадного артиста, бросившего коммерческое училище ради музыки, приобрело масштабы театрализованного действа. Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей «театрализацией» в лучших традициях мюзик-холла.

Эти впечатления и воплотились в создании «Теа-джаза». Утесов обратился к трубачу-виртуозу, академическому музыканту Якову Скоморовскому, которому идея джаз-оркестра тоже показалась интересной. Собрав музыкантов из ленинградских театров, «Теа-джаз» в 1929 году выступал на сцене ленинградского Малого оперного театра. Это был первый состав коллектива, который проработал недолго и вскоре перешел на Ленинградское радио в «Концертный джаз-оркестр».

Утесов набрал новый состав «Теа-джаза» — музыканты ставили целые спектакли. Один из них — «Музыкальный магазин» — позже лег в основу известного фильма, первой советской музыкальной комедии. Картина Григория Александрова «Веселые ребята» с Любовью Орловой в главной роли вышла на экраны в 1934 году. Она стала популярна не только на родине, но и за рубежом.

«До «Веселых ребят» американцы знали Россию Достоевского. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами».

Чарли Чаплин


В репертуаре «Теа-джаза» были джазовые рапсодии Исаака Дунаевского на темы народных песен и песни на стихи советских композиторов. Так с легкой руки Утесова — блестящего исполнителя, который «пел сердцем», — по стране прокатилась волна «песенного джаза». Песни Дунаевского подхватили многие джаз-оркестры: их включали в импровизации, фантазии и обработки.

ОЛЕГ ЛУНДСТРЕМ. «ДЖАЗОВЫЙ КОРОЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»



Олег Лундстрем вдохновился джазовой музыкой в 1933 году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг». Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».

В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз — в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории. Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее «формализм в музыке». Коллектив вернулся на родину, чтобы стать государственным джазовым коллективом Татарской АССР, но музыкантов распределили в оперный театр и оркестры кинотеатров. Вместе они выступали только на редких разовых концертах.

«Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой — вот кредо оркестра».

Олег Лундстрем


Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В год 60-летия оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса — как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. Довелось музыканту встретиться и с автором того самого «Дорогого старого Юга», когда Дюк Эллингтон в 1970-е годы приезжал в Москву. Олег Лундстрем всю жизнь хранил пластинку, подарившую ему любовь к джазу.

Автор: Наталья Летникова https://www.culture.ru/materials/193417/oni-pervimi-igrali-dzhaz


Tags: #000, #0083be, #00aced, #00aff0, #0d425a, #168de2, #1760a7, #24d666, #30baff, #31a9ff, #3b5998, #48729e, #53a9d7, #547093, #64a9dc, #65bc54, #7b519d, #a0a0a0, #c20724, #c53220, #cdcdcd, #dc4e41, #e6e6e6, #eb1c00, #eb722e, #ee4056, #f00, #f5b53c, #fb8f3d, #ff4500, #fff, История и культура, евреи, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments