Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Боевые роботы Второй мировой

Если вы думаете, что боевые роботы и беспилотники – это примета армией ХХI век, то вы глубоко заблуждаетесь. Первые боевые беспилотники появились еще накануне Второй мировой войны.

Боевые роботы Второй мировой
В последнее время вооруженные силы многих стран мира все больше внимания уделяют роботам, которые могли бы заменить человека на поле боя. А между тем беспилотные многоцелевые машины, предназначенные для выполнения различных вспомогательных функций в условиях войны (будь то подрыв объектов противника, инженерные работы или разведка), появились еще во время Первой мировой войны. Идею такого "беспилотников" танкостроителям подсказали моряки, которые с древнейших времен использовали брандеры - корабли, набитые порохом, которые шли на таран вражеских кораблей. Брандером управлял обычно один или два матроса, которые незадолго до столкновения поджигали судно-бомбу и прыгали за борт. Брандеры были настоящим ужасом для любого военного флота - остановить такие корабли было крайне трудно. Что ж, когда англичане и немцы стали экспериментировать с созданием танков, родилась идея и танкового "брандера".

Правда, в связи с окончанием Первой мировой войны беспилотники таки не сумели себя проявить в должной мере, зато к началу Второй мировой войны и в СССР, и в Германии появились уже настоящие военные части из управляемых на расстоянии танков - или, как их еще называли, телетанков.



Torpille Terrestre (Франция)



Первой боевой машиной, которой не требовался водитель в традиционном понимании, стал французский танк 1915 года – Torpille Terrestre, с французского – «наземная торпеда». Машина попросту подвозила взрывчатку (могла нести до 200 кг) к позициям противника и благополучно взрывалась. Управление осуществлялось с помощью двух кабелей, которые питали электродвигатели, путём простого включения и выключения. В СССР о таких технологиях задумались уже в двадцатых годах. Тогда никто не сомневался, что в следующей мировой войне решающую роль сыграет техника.

* * *
Т-18 (СССР)



Опытные работы в области отечественной танковой телемеханики развернулись во второй половине 1920-х гг. В 1927 году в Военной электротехнической академии (ВЭТА) РККА была разработана телеаппаратура для легкого танка «Рено русский» (это отечественный вариант французского «Рено» FT), а в Центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС) — для легкого танка МС-1 (Т-18).

В начале телетанки управлялись со стационарных пультов ПАУТ (пост автоматического управления танком), затем надежность телемеханической аппаратуры значительно возросла, что позволило передавать команды телетанку со специально разработанного танка управления (это обычные танки со штатным вооружением, дополненные оборудованием, позволявшим экипажу передавать команды телетанку). Это предоставляло оператору возможность перемещаться по полю боя под защитой брони
.


Советские телетанки (справа) на Красной площади

В 1933 году телеуправляемый танк ТТ-18 испытывался с аппаратурой управления, размещенной на месте водителя. Этот танк мог выполнять 16 команд: поворачиваться, менять скорость, останавливаться, снова начинать движение, подрывать заряд ВВ, а при установке специальной аппаратуры ставить дымзавесу или выпускать ОВ. Дальность действия ТТ-18 составляла несколько сот метров. В ТТ-18 переоборудовали не менее 7 штатных танков МС-1, но на вооружение система так и не поступила.

* * *
ТТ-26 (СССР)



Новый этап в разработке телетанков наступил в 1934 году. Так, под шифром «Титан» был разработан телетанк ТТ-26, оснащенный съемным огнеметом. Радиостанции были ламповые и работали на двух частотах — KB и УКВ, на которые можно было переключаться. Часть ламп имела металлические колбы, но большинство были все же стеклянные. Как ни парадоксально, отказов не случалось! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах. Были и неожиданные новшества. Например, в случае выхода ТТ из зоны досягаемости управляющего танка, в ТТ автоматически срабатывало устройство команды «Стоп». Танк останавливался и ожидал с работающим двигателем очередной команды из ТУ, который к тому времени должен был приблизиться к ТТ на расстояние устойчивой работы радиоканалов. При попытке захвата врагом телетанка, согласно уставам, экипаж танка управления обязан был расстрелять машину ТТ из пушки.

Накануне войны было изготовлено 28 телемеханических групп (56 танков), которые поступили на вооружение двух специально сформированны[ батальонов — 217-го и 152-го, входивших в состав 30-й и З6-й танковых бригад. В сентябре 1939 г. 152-й батальон участвовал в освободительном походе в Западную Украину, правда, из-за сильно пересеченной местности и мощных противотанковых заграждений телеуправление практически не применялось. Попытки использовать эти машины для подрыва финских ДОТов не увенчались успехом: из-за слабой броневой защиты танков Т-26 противотанковые орудия противника расстреливали их еще до подхода к цели. Последний случай боевого применения телетанков в РККА произошел в 1942 году под Севастополем.





* * *
ТT-27


В 1932 году на базе танкетки Т-27 была выпущена опытная партия (5 штук) телетанкеток ТТ-27. Вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила. Управлялись танкетки по проводам.

* * *
Radio Controlled Car (США)



Колесная самоходка на радиоуправлении, созданная в 1923 году коллективом техников аэродрома McCook Field. В бою не применялась.

* * *
Sd.Kfz.300 (Германия)



Радиоуправляемые минные тралы, созданные конструктором и предпринимателем Карлом Боргвардом, основателем компании «Боргвард». Машина Sd.Kfz.300 имела имела два отделения – переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее, в котором размещалась радиоаппаратура. Силовой установкой служил 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель, позволявший тралу достигать скорости в 5 км/ч. Управление тралом осуществлялось оператором из малого командирского танка. Перед собой минный трал должен был толкать три тележки с дополнительными тралящими катками, которые должны были вызывать детонацию мин. К маю 1940 года было выпущено 50 единиц Sd.Kfz.300 B-I.


Слева направо: командирский танк, машина  В-ІІ и Sd.Kfz.300.

В апреле 1940 года фирма Боргвард выпустила новый минный трал В-ІІ. Новая машина была значительно больше и тяжелее своей предшественницы – ей вес составлял 2,3 тонны. Двигатель также был заменен на более мощный – 49-сильный шестицилиндровый.

* * *
Sd.Kfz.301



Радиоуправляемый минный транспортер Sd.Kfz.301 предназначался для того, чтобы доставить заряды с установленным таймером к дотам и минным полям противника для их последующего подрыва. По сравнению с B-II компоновка машины изменилась. Спереди добавилось отделение для взрывчатки с направляющей, по которой она должна была скатываться на грунт. Далее шло отделение управления с местом механика-водителя и приспособлениями для ручного управления машиной. Там же размещалась и трансмиссия, состоявшая из гидротрансформатора и коробки передач на четыре скорости – две вперед и две назад. Кормовое отделение было моторным, там же с правой стороны (ближе к центру машины) размещалась и радиоаппаратура управления: радиоприемник, дешифратор и блок-реле системы взрыва.



Летом 1944 года был создан 302-й танковый батальон радиоуправляемых машин. Новая часть отправились на Восточный фронт в распоряжение командования Группы армий «Центр». Позже подразделения этого батальона участвовали в подавлении Варшавского восстания – транспортеры подрывали баррикады, возведенные восставшими.

* * *
Sd.Kfz.302 Goliath




Наибольшую известность получил легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, который широко применялся для уничтожения бронетехники противника. Робот-камикадзе был дешев в производстве (особенно после замены ненадежного, но тихого электромотора на бензиновый двигатель) и эффективен. Имея вес менее 400 кг, Goliath мог нести 75-100 кг взрывчатки, а длина кабеля позволяла передвигаться на дистанцию до 700 метров. У самоходной мины были свои недостатки – слабая броня (всего 10 мм) и электрический кабель, который легко перерубался осколками снарядов или саперной лопаткой.


Захваченные в Нормандии "Голиафы".




* * *
Танк Нагаяма (Япония).



Построен на базе американского трактора "Fordson Crawler Tractor". Масса 3т, двигатель 20 лс. Функции: поддержка пехоты, подвоз боеприпасов, постановка мин (он их не зарывает, а кладет на землю, в траве мин почти не видно). Вооружение: пулемет. Управление по радио. Разработчик - майор Нагаяма.
источник
Tags: История и культура, Оружие
Subscribe

Posts from This Journal “Оружие” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments