?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Он был младшим сыном кантора синагоги в Пруссии, переехавшим в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни. Вскоре он уже успешно торговал с индейцами и защищал их от корыстных белых, стремившихся завладеть их землями. В благодарность Соломону отдали в жены красавицу-скво Хуанну, перешедшую ради мужа в иудаизм, а потом и вовсе избрали его вождем племени акома. И ни разу не пожалели: еврейский торговец до конца жизни продолжал отстаивать интересы индейцев, строя для их детей школы и пытаясь интегрировать их в современную американскую жизнь.

30 августа 1885 года перед зданием окружного суда в городе Санта-Фе, штат Нью-Мексико, затормозила повозка, запряженная четверкой лошадей. Дремавший в своём кабинете мировой судья встал из-за стола и подошел к окну. Выпрыгнувший из повозки мужчина показался ему знакомым. Следом за мужчиной, опираясь на протянутую руку, из повозки грациозно вышла молодая индианка. Пара отряхнулась от дорожной пыли и вошла в здание суда. Через минуту в дверь кабинета просунулась голова секретаря.

– Ваша честь, – обратился он к судье. – К вам Соломон Бибо.

Судья раньше слышал эту фамилию в связи со скандалом, вызванным контрактом на аренду земли у племени акома.

– Что он хочет?

– Он хочет, Ваша честь, чтобы зарегистрировали брак.

Эта история началась на другом континенте 5 декабря 1849 года. В этот день король Пруссии Фридрих Вильгельм IV окончательно разогнал Национальное собрание, принявшее «Фундаментальные права для немецкого народа» и провозгласившее равенство всех граждан, в том числе и немецких евреев, перед законом. Король издал собственный вариант Конституции, либеральные надежды рухнули, и многие из тех, кто искренне поверил в возможность перемен, отправились в эмиграцию. Старшие дети кантора синагоги в Бракле (Пруссия) Исаака Бибо – Натан и Симон – не были исключением. В 1866 году они прибыли в США – страну, где ценилась свобода. Через три года следом за старшими братьями 16-летний Соломон Бибо отплыл в Нью-Йорк. Уже через полгода он овладел английским так, что отправился в Санта-Фе, где Натан и Симон уже открыли торговый бизнес.

Стартовый капитал братьям Бибо был предоставлен семьей Шпильбергов. Глава этой семьи Иаков Соломон был одним из первых евреев в США. Он сопровождал армейскую экспедицию Стивена Кирни в Нью-Мексико во время американо-мексиканской войны в 1848 году и в том же году открыл в Санта-Фе подразделение собственной фирмы. В 1886 году один из членов клана Шпильберга Вилли был избран мэром Санта-Фе во многом благодаря не только капиталу, но и старым семейным связям.

Вернемся к братьям Бибо. В 1867 году они основали торговый дом Bibo&Co в Себолетто для операций с племенем навахо. Бизнес развивался удачно. Магазины Bibo&Co появились в Лагуне, форте Вингат, Берналило и Гранте. Как большинство торговцев того времени, Соломон Бибо говорил на нескольких языках: акома, лагуна, навахо, зуни, испанский, немецкий и английский. Однако между собой братья говорили на идише. В отношениях с индейцами они никогда не жульничали, как часто бывало у других торговцев, и всегда неукоснительно выполняли взятые на себя обязательства. Благодаря безупречной репутации братьев постоянно привлекали в качестве посредников в имущественных спорах, и особенно в спорах о праве собственности на землю между мексиканцами и индейцами. Кроме того, они препятствовали сделкам, когда белые американцы всеми правдами и неправдами пытались приобрести индейские земли по ценам ниже сложившихся.

В 1877 году племени акома по договору с США было предоставлено 94000 акров земли. Индейцы были разочарованы и обижены таким решением: исторические земли племени составляли 5 млн акров (2 млн гектаров). Пытаясь помочь акома, Соломон написал письмо в Департамент внутренних дел. Благодаря этому в 1881 году на место прислали государственных землемеров для нового обследования территорий, на которые претендовало племя. К сожалению, в этом вопросе акома проиграли.

В декабре 1881 года Соломон Бибо обращается в Бюро по делам индейцев за лицензией на торговлю с акома и, получив ее, создает на территории резервации специальное подразделение предприятияBibo&Co. Для того чтобы защитить собственные земли от постоянных посягательств сквоттеров, 7 апреля 1884 года племя акома и Соломон Бибо подписывают 30-летний договор аренды, по которому все земли акома переходят к Соломону Бибо, «готовому выплатить за аренду 12000 долларов» – безумные по тем временам деньги. Он также «обязуется защищать индейский скот и выплачивать 10 центов с каждой тонны угля, добытой на землях акома».

Педро Санчес, уполномоченный представитель по делам индейцев, курирующий племя акома, узнав о сделке и завидуя удаче Rico Israelito (богатого еврея), как он неоднократно подчеркивал, требует у федерального правительства отмены контракта. Фирма Bibo&Co занимает оборону. Старший Симон пишет в Совет индейских уполномоченных в Вашингтоне, что Соломон «имеет исключительно благие намерения, чрезвычайно выгодные для племени акома. Индейские мужчины и женщины любят его, как отца, и сделка лишь закрепляет ранее установившиеся отношения».

Пришедший в бешенство Педро Санчес организует конференцию со старейшинами племени. Они отрицательно высказываются по договору аренды, а вождь заявляет, что был обманут, полагая, что аренда будет на три года, а не на 30 лет. Санчес настаивает на расторжении контракта, Соломон отказывается. Санчес призывает уполномоченного по делам индейцев в Вашингтоне «принять меры по защите бедного народа».

Когда акома становится понятно, что в результате действий Санчеса они могут потерять искреннего друга и многолетнего партнера, созывается всеобщее собрание племени. Акома ходатайствуют перед уполномоченным по делам индейцев о продлении лицензии Бибо. Тем не менее Соломон получает уведомление, что его лицензия на торговлю с акома отозвана и к концу лета он должен свернуть деятельность.

«Я имею честь просить Вас в интересах и от имени племени акома принять необходимые меры и заставить Соломона Бибо прекратить аренду и удалить указанного Бибо, его сотрудников и товары с земель племени», – обращается Педро Санчес к окружному прокурору США.

Брат Соломона Симон пишет управляющему по делам индейцев, излагая свою точку зрения на злосчастный договор. В заявлении указывается, что предложение по аренде было сделано, чтобы противодействовать нечестным конкурентам, которые хотели взять у племени земли на десять лет за плату в десять коров. Его младший брат Соломон «объяснил индейцам, что одна корова в год – это очень мало, и сделал предложение, позволяющее акома сохранить все свои права на пастбища и другие земли».

Изучив вопрос, уполномоченный по делам индейцев Хирам Цена принимает неоднозначное решение: договор аренды между акома и Соломоном Бибо расторгнуть, лицензию, уже выданную другому торговцу, оставить в силе, Педро Санчеса из агентов по индейским делам уволить. Однако на этом дело не кончается.

1 мая 1885 года Соломон Бибо сочетается браком с внучкой вождя племени акома Хуанной Валле. Хуанна переходит в иудаизм, но из-за того, что у раввинов не было доступа на индейские территории, брачную церемонию проводят по индейскому обряду, и ее визирует католический священник. 30 августа 1885 года пара предстает для регистрации перед мировым судьей. В этом же, 1885 году народ акома избирает Соломона Бибо вождём племени. Племя просит Соединенные Штаты признать «Дона Шломо» в качестве своего лидера, и он таковым признается Управлением по делам индейцев США.

Его деятельность на посту вождя племени была напряженной. Самые большие достижения у Бибо были в области образования. Он предоставляет собственный дом под начальную школу, пока идет строительство муниципального здания. Позже, как вождь, он отправляет первых учеников в промышленное училище в Карлайл, Пенсильвания. Отбыв четыре срока вождем, Соломон освобождает место преемнику, оставаясь членом племени, и пользуется всеми привилегиями, положенными акома.

В какой-то момент Соломон Бибо помогает Управлению по делам индейцев сместить действующего вождя, который придерживался чрезвычайно консервативных методов воспитания детей. Конфликт, возникший между «традиционалистами» (сторонниками индейского воспитания) и правительством США, стремившимся цивилизовать индейцев, чуть не привел к партизанской войне. Соломон Бибо был «прогрессистом», кроме того, он желал дать своим детям еврейское образование, и в 1898 году семья Бибо переезжает в Сан-Франциско.

В городе Соломон много инвестирует в недвижимость и открывает продуктовый магазин. Брак Соломона и Хуанны остается счастливым, несмотря на разницу в темпераментах. Соломон – типичный холерик, а Хуанна – флегматичная и невозмутимая скво. У них рождается шестеро детей. Их старший сын Карл празднует бар-мицву в одной из синагог Сан-Франциско, а младший учится в религиозной школе.

Разразившаяся Великая депрессия подрывает не только бизнес Соломона Бибо, но и здоровье. В 1934 году он умирает. Соломона Бибо, как впоследствии и его жену Хуанну, умершую в 1941 году, хоронят на кладбище в городе Колма, Калифорния. В память о необыкновенной семье Бибо назван небольшой городок в Нью-Мексико. Родственники жены Соломона Бибо продолжают жить в резервации, вспоминая историю об их тетке Хуанне, которая вышла замуж за еврейского торговца, ставшего вождем их племени.


Евгений Липкович

Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…