?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Страж Израиля


Члены тайного общества «Бар Гиора»

07_2

Пролог.

По горной дороге узкого ущелья, медленно тянулась небольшая повозка. Правила ею уже не молодая женщина, около которой сидел худощавый подросток лет двенадцати. Вдруг у самого выезда из ущелья им преградили дорогу два всадника с закутанными до глаз лицами.  Женщина невозмутимо продолжала свой путь, не тормозя, но и не ускоряя хода коня. Бросив быстрый взгляд на проезжавших и видимо сразу поняв что тут поживится нечем, всадники медленно разъехались в стороны пропуская телегу. Обняв инстинктивно прижавшегося к ней мальчика, женщина  глядя ему прямо в глаза, громко сказала - Запомни сынок, если ты повстречаешь на дороге людей которые скрывают свои лица будь особенно осторожен, и в случае чего будь готов всегда стрелять первым - настоящий джигит никогда не прячет своего лица. Юноша лишь молчаливо кивнул в ответ, он продрог и знал что до  горячего очага в родном Темир-Хан-Шура, остаётся ещё не менее часа езды..



Йехезкель Нисанов родился в 1886 году в Дагестане, в бедной семье горских евреев. Отец Шимон, мать Шушанна, и четверо братьев  Иосиф, Цви, Нисим и Иехуда. Нужда заставила Йехезкеля рано оставить школу, и 13-летним подростком он переезжает в Баку чтобы учится на портного у одного местного ашкеназского еврея. Профессия на ту пору редкая для горских евреев большинство из которых были торговцами или кожевниками. Именно годы учёбы и работы в Баку оказали главное влияние на всю его последующую жизнь. Здесь он впервые знакомится с революционными идеями, рабочим движением, и даже вступает в партию социал-демократов. Здесь же заводит дружбу с коллегой-портным Цви Бекером, неразлучный  другом на всю оставшуюся жизнь. Скорее всего именно под влиянием Бекера, русского еврея близкого к идеям сионизма, в скором времени он становится одним из членов кружка «Поалей Цион». В том же кружке Йехезкель (Хацкель как уменьшительно называли его друзья) встречает Ривку Коган-Линовски - девушку которая не только становится партийным товарищем, но и завораживает его юное сердце. Времена были не простые - дело Дрейфуса, чёрная сотня, кишенёвский погром. А тут ещё Менахем Усышким в 1904 году публикует свой труд «Наша программа», где призывает еврейскую молодёжь ехать в Палестину-Эрец Исраэль на трехгодовую рабочую службу, для освоения земель древней родины.

Два неразлучных друга Йехезкель Нисанов и Цви Бекер тут же решают - надо ехать, и не на три года -а насовсем! Но на поездку нужны большие деньги, а откуда они у бедных портняжек? Друзья из "поалей цион" рекомендуют друзьям подождать пока накопиться необходимая сумма, но у них нет терпения ждать долгие годы. Пешком добираются они до Севастополя где рассчитывают побыстрей заработать, а скорее всего думаю, что просто планировали  забраться зайцем на один из кораблей. Потом они оказываются в Ялте и наконец в Одессе - но все их попытки не увенчались успехом, деньжат немного насобирали, но вот документов необходимых для выезда, у них конечно не было. Наконец видимо нашли необходимых людей, так называемых "агентов"- которые за все имеющие у них деньги переправили их через российскую границу, но уже не на юге, а на западе. Так они через Броды оказались во Львове, абсолютно без всяких средств - и снова тяжёлая работа, испытания, голод. Но и тут помогла еврейская солидарность -товарищи с "поалей цион" помогли всеми правдами и неправдами добраться до Триеста, где они вместе с ещё 12 халуцим, оказались на судне по дороге в Эрец Исраэль.

Целый год продолжалось их путешествие от Баку до того мига, пока зимой 1906 года не увидали они с палубы своего корабля такой желанный берег Палестины. Впрочем и тут приключения ещё не закончились - в Яффо им не удалось сойти на берег, опять же из за того что не было въездных документов. Морем продолжили путь до Хайфы, потом на лодках до берега где турецкие чиновники (видимо за немалый бакшиш) забрали их российские паспорта, и вместо них выдали красную бумажку с временным разрешением нахождения на 3 месяца. Из Хайфы наши друзья пешком добрались в Зихрон Яаков, где решили немного подработать как сельскохозяйственные работники у местных фермеров, но вообще то они планировали позднее добраться до Петах Тиква.

Еврейские поселенцы в Зихрон Яаков (1910 год)

resized_pic102a-m


Однако судьба распорядилась совсем иначе. Именно в те дни 20-летний Исраэль Шохат искал среди новых поселенцев необходимых людей, чтобы воплотить свою идею о создании отрядов самообороны и охраны поселений еврейского ишува. Высокий и мускулистый Цви Бекер и его низкорослый но шустрый с кавказким темпераментом друг, не ускользнули конечно от его внимания. Шохат объясняет им свои планы, говорит о необходимость военной организации евреев - ибо мы не в галуте а на своей земле. Дважды уговаривать совсем не понадобилось, бакинцы с радостью соглашаются и знакомятся с другими единомышленниками Шохата -Исраэлем Гилади, Александром Зайдом и Мендлом Португали.

Александр Зайд, Исраэль Шохат и Исраэль Гилади (Бутельбройт)

Zajdsoxat galili

Тем временем семья Ривки Линовски приезжает в Иерусалим - а сама Ривка устраивается на работу портнихой в Яффо. Первая любовь не забывается - Йехезкель бросает всё, приезжает в Яффо где они женятся. Говорят что на их свадьбу в Неве-Цедек вся комунна еврейских каменотёсов из Иерусалима пришла, по обыкновению тех дней, пешком. Несколько месяцев Хацкель находится с молодой женой подрабатывая в Яффо на разных работах, но его характер не позволяет ему долго оставаться в городских условиях, его снова тянет на широкие просторы. Всё это время он конечно поддерживает связь с Цви Бекером и с другими друзьями. И вот наконец - Двадцать девятого сентября 1907 года на апельсиновой плантации возле Яффы‚ в маленькой комнате под крышей‚ где жил будущий президент Израиля Ицхак Бен–Цви‚ собралась ночью группа избранных единомышленников. Был полумрак‚ горела свеча. Участники тайной встречи сидели на перевернутых ящиках из–под апельсинов и слушали выступление Исраэля Шохата: "Мы должны создать небольшой отборный отряд‚ готовый без колебаний выполнить любую задачу. Прежде всего он будет обеспечивать охрану поселений". Его слова‚ как вспоминал очевидец‚ "захватили всех присутствующих‚ но более‚ чем слова‚ влиял на всех бурный темперамент молодого человека".
В ту ночь собравшиеся основали тайное общество Бар–Гиора – по имени Шимона Бар–Гиоры‚ одного из руководителей восстания против римлян в первом веке новой эры. Три задачи они поставили перед собой: взять на себя охрану еврейских поселений‚ чтобы "восстановить честь евреев в глазах соседей"‚ перейти с русского языка на иврит и жить вместе‚ коммуной. Ицхак Бен–Цви писал о той ночи в Яффе: "Мы чувствовали себя так‚ будто стояли перед горой Синай в момент вручения Торы‚ и каждый из нас был готов пожертвовать свою жизнь". Руководителем Бар–Гиоры выбрали Исраэля Шохата‚ а их девизом стали слова из стихотворения Я.Кахана "Бунтари": "В крови и огне пала Иудея‚ в крови и огне она восстанет". Хая Сарра‚ жена Иехезкеля Ханкина‚ вышила этот девиз красными и серебряными нитями на таллесе – молитвенном покрывале мужа: так появилось знамя Бар–Гиоры.

degel

В тайное общество вошли Исраэль Шохат‚ Ицхак Бен–Цви‚ Александр Зайд‚ Исраэль Гилади‚ Иехезкель Нисанов‚ Иехезкель Ханкин‚ Цви Бекер‚ Мендл Португали‚ Берл Швайгер‚ Меир Хазанович‚ Моше Гивони и Саадия Паз. Они решили переселиться в Нижнюю Галилею‚ в отдаленный район Эрец Исраэль‚ где на большой территории были раскиданы нищие арабские деревни‚ бродили разбойничьи бедуинские племена‚ и где среди враждебного окружения стояло несколько еврейских поселений на пару десятков домов. Каждое из них было построено‚ как укрепленный форт: каменные дома ставили один возле другого и окружали единой стеной; к вечеру ворота поселений запирали‚ и сторожа с оружием – арабы и черкесы – всю ночь ходили вдоль стены. Эти люди были фактически хозяевами положения‚ порой их боялись больше‚ чем тех‚ от кого они должны были охранять. Очевидец писал про те времена: "В конце поселка было заметно медленное движение всадников–сторожей и слышен легкий звон шпор... Эти звуки пугали больше‚ чем вор в подполье или пуля стрелка".
Основатели Бар–Гиоры пришли в маленькое поселение Седжера‚ где располагалась учебная ферма под управлением агронома Элиягу Краузе. Эту ферму построило Еврейское колонизационное общество‚ чтобы подготавливать рабочих к освоению земель в Нижней Галилее. Восемнадцать юношей и девушек образовали в Седжере нечто вроде коммуны: они называли ее "квуца" – группа, коллектив‚ и агроном Краузе подписал с ними годовой контракт на выполнение работ на ферме. Девушки настояли на том‚ чтобы работать наравне с мужчинами: они сшили себе рабочую одежду‚ коротко остриглись и вышли в поле.

Основатели "Бар-Гиора"

resized_bargiora

В  Седжера коммунары приезжали постепенно-первыми были Исраэль Шохат, Исраэль Гилади, Цви Бекер‚ Мендл Португали и Иехуда Зельдин. Потом Александр Зайд, сёстры Цви Бекера- Ципора Бекер (Зайд) и  Кейла Бекер (Гилади) а так же Элиягу Каминский (отец легендарного Рафуля). А теперь пришла очередь и семьи Нисанов -Ривка и Йехезкель были в числе самых первых. А как вы думаете, кто пошил те самые рабочие брюки для девушек о которых говорилось выше - конечно не кто иной как наш старый знакомый Цви Бекер- бакинский портной!

Цви Бекер

resized_CVI BEKER

Так постепенно, но в довольно короткий, срок большинство членов "Бар-Гиора" собрались в Седжере, и своё коммунарное сообщество они назвали довольно просто и ясно - "коллектив". Йехезкель Нисанов наравне со всеми брался за любою работу -возделывал землю, вёл охрану, участвовал даже в сделках по приобретению земли у арабских шейхов.

Йехезкель Нисанов

resized_41928760

Довольно скоро их коммуна начала пользоваться большим авторитетом не только в Галилее, но и во всём еврейском ишуве. По этому совсем не случайно очередной съезд партии «Поалей Цион» (пейсах 1909 года) состоялся именно в Седжера. А через неделю после него случилось и другое историческое событие - в Месха (Кфар-Тавор) на основе ядра "Бар-Гиора" было создано более широкое объединение - "Ха-Шомер". Возглавили эту организацию уже знакомые нам И. Шохат, И. Гилади и М. Португали.
resized_GetImage

Бойцы отряда еврейской самообороны «Ха-Шомер»

800px-Ha-shomer

Впрочем "Ха-Шомер" занимался не только охраной еврейский поселений, а и ещё (в большей мере) их созданием. То есть как тогда говорили "завоеванием земель" (кибуш адамот), как видите в те времена слово "кибуш" имело явно позитивное значение.Для этого были созданы специальные отряды поселенцев "плугот", которые по первому зову поселялись на выкупленных землях, и начинали их возделывать и охранять. В декабре 1909 года Йехезкель и Ривка Нисанов, в рамках одного из таких отрядов, прибыли в Умм Джуни (жили в глиняных мазанках - только когда приехало подкрепление в виде Берла Каценельсона и Цви Шаца, то был построен первый цриф).

Умм Джуни 1909 год

08_2

resized_pic36a-m

Умм Джуни- первый цриф

resized_ZRIF

Ривка заболела малярией и в сильном жару лежала несколько недель не в силах подняться. По распоряжению доктора Хиллель Яффе (того самого, чьим именем теперь названа больница в Хадере) её отправили на поправку в Месха. К счастью молодой организм победил болезнь, и вскоре она вернулась в Умм Джуни к мужу. Кстати, кто не знает - Умм Джуни это то место где в последствии был создан первый кибуц Дгания.

Умм Джуни- первые поселенцы

resized_YD

В тот же 1909 году, произошли и очень важные личные перемены в жизни Йехезкеля . Все эти годы он конечно не забывал семью на Кавказе. И после смерти своего отца Шимона, он тут же пригласил к себе мать и братьев, и помог им перебраться в Палестину. Мать Шушанна вместе с братом Цви и его женой Верой прибыли в Явниэль, где поселились в лачуге без окон, зато сразу же завели себе небольшой сад и огород. А главное построили на дворе чеченский тандыр, на котором Шушанна готовила настоящую кавказскую пишу для всех холостых шомеровцев. Слухи об её кухни разнеслись по всем уголкам Галилеи, и часто голодные шомрим (которые, что греха таить, в основном то питались всухомятку) делали специально крюк в сторону Явниэля, лишь бы отведать кое что из её блюд (кстати, одним из завсегдателей её дома был Александр Зайд).

Месха 1910 год

resized_Mesha

Цви по примеру брата поступил в "ха-Шомер" и охранял Месха. Другого брата Нисима в организацию не взяли, говорят из за слишком буйного характера, но и его устроили охранником в Седжера. Третий брат Иехуда поселился в Реховоте, а четвёртый Асаф охранял Бетанию. Главное же что наконец вся семья Нисанов оказалась вместе в Стране Израиля- продолжение следует..

Оригинал взят у dan_il в Страж Израиля

Posts from This Journal by “Израиль” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…