?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как евреи горшки обжигали: история еврейских ремесел



О еврейских гончарах, ткачах, кожевенниках и зяте Трампа

У евреев владение ремеслами издревле ценилось не менее, чем знание Закона. Более того - первое и второе никогда не разделялось и не противопоставлялось. Например, великий рабби Гилель, наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма, был дровосеком, рабби Шамай – плотником, рабби Иехошуа бен Ханания – кузнецом, рабби Нехемия – гончаром, Йоханан ха-Сандлар – сапожником... Список можно продолжать до бесконечности, но и этого достаточно.

В трактате Талмуда "Кидушин" (Посвящение) ремесла разделяются на чистые и грязные. Вышивание и нанизывание жемчуга, например, относят к "чистым", а "грязными" считаются кожевенное и гончарное дело, работа погонщиков и, как ни странно, труд лавочников. Последнее связано с тем, что уже в глубокой древности розничная торговля не обходилась без жульничества. В этом же трактате значится: «Тот, кто не обучает сына ремеслу, учит его разбою». Это актуально и сегодня.

Из того же Талмуда (трактат "Сукка") знаем, что у евреев своеобразные ремесленные цеха появились еще в античности. В частности, в большой синагоге в Александрии верующие сидели, разделившись по профессиям и, в случае необходимости, каждый нуждающийся мог найти среди собратьев по ремеслу помощь для себя и своей семьи.

В любом рассказе о жизни в местечках Украины скороговоркой указывается, что местные иудеи жили за счет торговли и ремесел. Правда каких именно – обычно не уточняется. Чтобы заполнить досадный пробел, мы решили подробнее изучить этот аспект еврейской жизни. Учитывая многогранность вопроса – здесь не только разные регионы со своей спецификой, но и страны (Австро-Венгерская и Российские империи), – мы решили остановиться преимущественно на "подроссийском" Подолье. Опять же, чтобы сильно не углубляться в проблему, в основном рассмотрим начало ХХ века. Иначе получится не статья, а приличная диссертация.

Как евреи горшки обжигали

Гончарство – самое древнее из ремесел, возникшее еще в каменном веке. Хотя все центры подольского гончарства находились в местечках-штетлах (Смотрич, Купин, Сатанов, Меджибож и т.д.) информации о евреях-гончарах найти не удалось. Тем не менее роль евреев в этом промысле была довольно значительной.

Глина для производства покупалась редко. Обычно ее брали на общественных "глиновиськах" а то и прямо у себя под домом. Из таких вот глиняных выработок, например, состоит сеть подземелий местечка Городок, о которых мы писали ранее. Самым дорогим "расходником" в керамическом производстве являлись дрова. Для обжига одной закладки горна требовалось 30-50 пудов (480-800кг) древесины! В начале ХХ века, как свидетельствует статистика, эти дрова покупались исключительно у евреев. По этой причине очень часто гончары не связывались с обжигом и продавали необожженную посуду тем же евреям (50 коп за десяток необожженных горшков). После чего последние сами обжигали эти горшки.

Значительную роль в гончарном промысле Подолья играли евреи перекупщики. Гончары собственноручно продавали (или обменивали на продукты) только незначительную часть товара. Выручка скупщиков составлял в среднем 10-15% от окончательной стоимости продукции. По нынешним временам, когда даже 100% и более торговой "накрутки" не редкость, – ничтожно мало.

Влияли евреи и на ассортимент. Впрочем, не сильно – в местечках население пользовалась такой же традиционной посудой (кухонной и столовой), что и в селах. Да и сами гончары сложившуюся форму глечиков-мисок считали едва ли не сакральной. Вольности допускались только в производстве "комынов" (навершие на дымоход, защищающее трубу от дождя и снега), подсвечников и детских игрушек.

Накануне Первой Мировой Войны едва ли не самым знаменитым подольским гончаром и игрушечником был Яков Бацуца из села Адамовка. Его сферические кувшины, украшенные замысловатыми орнаментами, фигурками людей и животных, покупали даже торговцы из Австрии и Франции. Большим спросом пользовались и его глиняные игрушки, продаваемые в Петербурге, Москве, Вене и Париже. Не забывал он и о местном, подольском рынке. Одной из самых популярных фигурок была традиционная местечковая коза, пользующаяся большим спросом у еврейских ребятишек.








Игрушки Якова Бацуцы



Если посудой на Подолье занимались исключительно украинцы, то еще в XVIII и первой половине XIX века "малые" керамические формы были популярны и среди евреев. Речь о курительных трубках (они же "люльки"). Как минимум в Сатанове и Городке трубочное производство держали евреи. Объяснение простое. Для такой мастерской не нужно отдельного и большого помещения – достаточно кухонного стола. Не нужно здесь и особых навыков, достаточно купить несколько форм и набор пуансонов для набивки декора. Опять же, "люлька" предмет мелкий. Для сушки партии хватит и обычного шкафа или нескольких полок в коридоре, тогда как для горшков уже нужен приличный сарай. В скученных и тесных еврейских кварталах компактность – фактор немаловажный.








Раскопки трубочной мастерской XVIII века в Городке. На переднем плане бракованные трубки.



Еврейские "чухральни"

Слабо прижилось среди евреев и другое древнейшее ремесло - ткачество. Причины две. Та же теснота. В местечковом доме немаленький ткацкий верстак пристроить весьма проблематично. Но и это не главное. Ткачество в украинских селянок было промыслом сезонным. Ткали исключительно зимой, когда завершались основные сельскохозяйственные работы. В местечках же разделение на сезоны отсутствовало.








Пряха. Фотографии С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912 г.



Ткачество в еврейских домах всё же присутствовало, то чаще всего исключительно для собственного употребления, а не на продажу. Исключением стало изготовление талитов, но это была капля в ткацком море. Крупнейший центр по производству талитов находился в Бершади (ныне Винницкая обл). Производство цицит и талитов в этом местечке стало настоящим местным промыслом, дающим хлеб нескольким десяткам еврейских семей. "Бершадские талесы" считались самыми лучшими и продавались по всему Подолью и даже в соседних губерниях. Интересный факт: в украинских семьях ткачество было прерогативой женщин, а вот правильные, кошерные талиты могли ткать исключительно мужчины.

О бершадском талите упоминается в рассказе Шолом-Алейхема "Талескотн":

В конце концов уговорили Компаневича расстегнуть кафтан, жилет и верхнюю рубашку. И представьте себе — у Компаневича под рубашкой оказался талескотн. Да еще какой! Большой, добротный, бершадский, с синими полосами по краям, с толстенными, в восемь раз скрученными кистями по углам, под стать любому раввину. Ха-ха-ха. Словом, всем талескотнам талескотн!








Ткать талиты - сугубо еврейское занятие. Фотографии С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912г.



Тем не менее евреи были плотно вовлечены и в "общий" ткацкий промысел. И не только как скупщики-перекупщики. Евреи, в частности, окрашивали цветную нить, применяемую при изготовлении тканых рушников, скатертей, гарусных поясов и т.д. Очень часто еврейские женщины сами пряли шерстяные нити для последующего окрашивания. Пряли еврейки и конопляную нить для веревок. Изготовление веревок, заметим, было одним из традиционных еврейских промыслов.








Изготовление верёвок



Со второй половины XIX века "обязанностью" евреев стало расчесывание шерсти для пряжи. Ранее этот утомительный и довольно тяжелый процесс вручную осуществляли сами селянки на так называемых "гремплях", но позже эту функцию взяли на себя механизированные еврейские "чухральни".

Сказанное выше полностью относится и к довольно популярному на Подолье ковроткачеству, где евреи тоже были активно вовлечены в технологическую цепочку. Именно еврейские спецы отвечали за окрашивание шерсти. Сначала растительными красителями, позже – с рубежа XIX-XX веков – анилиновыми. Последние в абсолютном большинстве были контрабандными. Краски, через пограничный тогда Збруч, доставляли еврейские же "пачкари", т. е. те, кто таскал с через границу "пачки" с крамом. Но о контрабандистах-пачкарях мы расскажем в другой публикации.

Как евреи украинскую вышивку в Европу продвигали.

Сначала "чистое" ремесло вышивки автор хотел оставить за скобками данного материала. В исследуемый период вышивали все девушки и дамочки вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса. В основном вышивали для внутрисемейного потребления (себе, детям, мужу). На продажу - крайне редко. Но в некоторых случаях вышивание превращалось в промысел и здесь не обошлось без евреев.








Клембовская вышивка



Самым знаменитыми центрами "коммерческой" вышивки к началу ХХ века стали местечко Клембовка и село Яланец Ямпольского уезда. Клембовка и сегодня славится своими вышиванками. О масштабах промысла красноречиво говорит факт, что здесь вышивании были задействованы 1989 дворов (4528 мастериц в возрасте от 10 лет и старше).

Своим "коммерческим" рождением знаменитая клембовская вышивка обязана Текле (Фёкле) Маньковской, жене помещика из села Боровки Эмерика Маньковского. Приблизительно в 1870 г. она обратила внимание на работы клембовских селянок и решила поставить промысел на широкую ногу. Помещица начала скупать продукцию местных вышивальщиц, а также предоставила им образцы европейской вышивки, главным образом греческой и швейцарской. Текля имела довольно широкие связи в высшем свете как Российской империи, так и Западной Европы, и вскоре подольская вышивка стала популярной в самых престижных аристократических салонах.

В 1880 г клембовские вышивальщицы даже украсили платье для Екатерины Долгоруковой - второй жены российского императора Александра II, а в 1897 для императрицы Александры Фёдоровны, супруги царя Николая II. К концу XIX века мастерицы из Клембовки вполне заслуженно снискали лавры лучших вышивальщиц Российской империи и одних из лучших в Европе.

Естественно, евреи Клембовки не могли пройти мимо такого золотого дна и тоже начали скупать вышивки с целью перепродажи. Обычно это выглядело так. Евреи выдавали мастерицам ткань на 2-5 рублей, а получали вышивок на 10-15 р. Самым удачливым в этом бизнесе стал некий Винокур имеющий выход на торговые дома в крупнейших городах Империи, а также в Австро-Венгрии, Германии, Франции, Англии и Дании. Его фамилия интересна в ключе этого исследования, как имеющая ремесленно-профессиональные корни. Обороты Винокура к концу ХIХ века составляли до 40 000 рублей в год. Для сравнения – хорошая рабочая лошадь тогда стоила 60-70 руб. а высокоудойная породистая корова – 50 руб.

О предках зятя Трампа

Кушнироство (выделывание мехов) ремесло даже более древнее, чем гончарство, ибо люди ходили в шкурах задолго до того, как начали обжигать горшки. По данным статистики, по состоянию на 1912 г. в Подольской губернии овчинно-тулупный промысел был распространен в 577 селах и местечках где в нем было задействованы 2111 хозяйств (2902 людей). В Сатанове, например, кушнирством занималось 45 хозяйств (105 людей), в Городке - 14 (58), в Шаргороде - 13(23), в Дунаевцах - 11(32). Больше всего кушниров (скорняков) было в местечке Николаев Проскуровского уезда - 120 хозяйств и 300 людей соответственно. В среднем за год в м. Николаеве перерабатывалось овчины на 1 млн полноценных имперских золотых рублей. Сколько это в нынешних масштабах цен - даже сказать сложно.

В основном кушниры выделывали овчину, но не отказывались от обработки пушнины - шкур волков, лис, зайцев, куниц, белок. Стоимость обработки одной такой шкурки составляла 20-30 копеек. Не так уж и мало. За 30 коп можно было купить килограмм отличнейшей говядины.

В трактате Талмуда «Кидущин» кожевенное производство не зря отнесено к тяжелым и грязным. Кто хотя раз проходил мимо чанов, в которых киснет овчина, поймёт. Это не только ужасающая вонь, но и высокая концентрация ядовитых газов, начиная от сероводорода, фосфористого водорода и далее. Не добавляла здоровья и попадающая в легкие пыль от дробления дубовой коры, применяемой в производстве. Наибольшую опасность для кушниров представляла сибирская язва, которой они заражались, контактируя со шкурами снятыми с павших животных. В местечке Николаеве, например, фиксировалось 30-40 случаев заболевания в год. К началу ХХ века уже была разработана соответствующая сыворотка, выдаваемая, кстати, за счёт казны, поэтому смертности от этого неприятного заболевания почти не было.

Кожухи (тулупы) в зависимости от длинны, качества выделки и дизайна (складочки, вышивка и т.д.) стоили от 6 до 30 рублей. Средний чистый доход семьи, занятой в кушнирском промысле составлял 107 р. 35 копеек в год. Последняя цифра очень усредненная, так как включала и тех, для кого промысел лишь приработок, и тех, для кого основная профессия.

В среднем по Подолью евреи-кушниры составляли около половины от всех, задействованных в промысле. В местечках это была довольно распространенная профессия. Например, в Сатанове к кушнирсту имел отношение едва ли не каждый десятый еврей. О распространенности профессии говорят и популярные еврейские фамилии Гербер (кожевник-нем), Кушнир, Кушнирук, Кушнирович, Кушниров, Кержнер и Кушнер (ага, как у зятя американского президента).

Близким к кушнирству является кожевенный промысел. Здесь тоже обрабатываются кожи, но уже с удалением шерстяного покрова. Эти кожи шли на производство обуви, перчаток и одежды. Следует заметить, что выделкой высококлассных кож - юфть, замша, сафьян, - на Подолье занимались в основном армяне, но хватало и мастеров-евреев.

Сапожники

Сапожники, они же чеботари и швецы - были одной из самых еврейских профессий.

По состоянию на 1912 г. сапожники работали в 1572 незаселенных пунктах Подольской губернии (из них 97 - местечки). Всего в губернии насчитали 17457 сапожников (0,5% от всего населения Подолья). Из них 10062 - сельских, 2150 местечковых и 5245 городских. Если брать местечковое население (евреев), то в Жванце, например, насчитали 150 сапожников, в Сатанове - 98, в Городке - 7, в Карвасарах (тогда это был отдельный от Каменца-Подольского населенный пункт) - 9...

Первые сведения о подольских сапожниках относятся к 1566 г. На то время в Каменце насчитали 34 сапожника, в Смотриче - 1, в Сатанове - 15, в Баре - 13...








Евреи сапожники. На первой фотографии, кстати, сапожник похож на императора Николая II. Фото С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912 г.



Стоимость сапог (селянских) тогда колебалась в пределах 5-8 руб., ботинок - 2-4 руб. Средний чистый доход сапожника составлял 234 руб. в год.

Продажа обуви была сезонной. Пик приходился на период с окончания уборки хлеба и до середины ноября. Далее шел "мертвый сон", когда никто ничего не покупал. "средний сезон", когда покупали, но мало - приходился на весну лето. Вот только кушать сапожникам и их семьям нужно было каждый день. По этой причине почти в каждом местечке был более успешный и богатый сапожник, скупавший в "не сезон" по дешевке продукцию у своих менее удачливых коллег с целью продать потом подороже. Кроме того, такой сапожник-богач снабжал бедноту сырьем и заготовками и платили всего по 30-40 копеек от произведенной пары. Это, кстати, хорошая иллюстрация к заблуждению о "жидовском золоте", гласящему, что, мол у каждого местечкового еврея был заныкан баняк с червонцами. Может у "центрового" и был, а вот у бедноты, тачавшей сапоги за 30 коп - это вряд ли...

И портняжки, часовщики и прочие

К началу ХХ века сложилась целая группа сугубо еврейских профессий - портные, часовщики, ювелиры, аптекари, а также преимущественно еврейские - слесари (не фабричные, а по замкам, швейным машинкам и проч.) мебельщики, кузнецы, мельники, солодовники, пивовары, винокуры печники, водовозы, колесники-колодии, бондари, медники, золотари (нет, увы, не от слова "золото"), гицели и мусорщики-старьевщики. Последняя профессия была трижды полезная. Во-первых – чистота в местечке, во-вторых – прибыль жителям (мусорщики скупали тряпичное старье, бумагу, стеклобой и проч.). В-третьих – польза для окружающей среды.

Почти еврейской профессией была и должность мельника, особенно это касалось водяных мельниц.


Были и "сверх еврейские", если так можно выразиться, профессии, присущие только для евреев. Среди них резники, пергаментшики, сойферы (переписчики Торы), изготовители религиозной атрибутики - мезуз, тфилинов, талитов, штраймлов и т.д.

Увы, почти полностью утерянным является профессия резчиков по дереву. Ранее почти в каждом доме был богато декорированный шкаф, в котором хранилось всё необходимое для субботы - парадная дорогая посуда, подсвечники, серебряные кубки для вина и т.д.






Швейная мастерская в Шепетовке. Фото С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912 г.



Вершиной мастерства еврейских резчиков стали покрытые затейливой резьбой арон-кодеши, увы, сохранившиеся только на фото.








Арон-кодеш синагоги в Смотриче


Еврейские "крестовозы"

Каждый, наверное, помнит гениальный афоризм Жванецкого: "Что с человеком не делай - он упорно ползёт на кладбище"...

Учитывая закономерный финал каждого читателя этих строк, напоследок поговорим о каменотесах.





Декор надгробия, начало XIX века. Сатанов



Еврейские резчики по камню ранее ничем не уступали своим "деревянным" коллегам. Об мацевот мы писали не раз, здесь только напомним, что пик развития еврейского камнерезного искусства приходится на XVIII и начало XIX веков. Далее во всех городах и местечках происходит стремительная деградация. Барельефы становятся неглубокими, менее вычурными, часто выполненными по одним и тем же лекалам, когда надгробия отличаются друг от друга только эпитафиями.






Надгробие второй половины XIX века значительно уступает работе старых мастеров.



Причина вовсе не в том, что у мастеров вдруг начали расти руки не из того места. Причина во взрывном росте еврейского населения (соответственно и больше людей умирало), а также в том, что значительную часть местечковых жителей составляла беднота, еле сводящая концы с концами.

Если ранее мастер мог возиться с каждой мацевот месяц, а то и более, то со второй половины XIX века он уже не мог себе позволить такую роскошь. Опять же, бедняки не могли позволить себе дорогие памятники.

К началу ХХ века, некогда высокое искусство резчиков мацевот, пришло в полный упадок.

Заметим, что продукция мастеров-камнерезов в исследуемый период не ограничивалась одними надгробиями. Это были и тротуарные плиты, и строительные элементы (ступени, балки, элементы декора) и столбы для ворот, и каменные желоба, и кольца для колодцев, и собственно надгробия. Что интересно, не только еврейские, но и христианские.

Приведем здесь расценки на продукцию камнетёсов в с. Русава, под Ямполем (Винницкая обл.)

Крест могильный - 1 руб. 20 коп.

Мацева - 1 руб. 60. коп.

Желоб для поения скота - 1 руб. 30 коп.

Клозетная плита (каменная плита с дыркой) 1 руб.60 коп.

В Дзыговке, в том же Ямпольском уезде, мастера делали более вычурные мацевот, стоимостью уже в 4 рубля.

Весьма любопытно, как происходила реализация надмогильных памятников. "Полуфабрикаты" под них (без эпитафии) изготавливался на протяжении всего года. Сезон продаж начинался после окончания сбора урожая, когда в селах и местечках наступал период относительного благополучия. Мастера грузили кресты и мацевот на телеги и отправлялись в путь. В народе таких странствующих продавцов называли "крестовозами".

В местечках продукцию "крестовозов" покупали самые бедные евреи, которые не могли заказать памятники у более дорогих мастеров и были вынуждены покупать незатейливые массовые надгробия. Осенью, у них тоже появлялись кое-какие деньги, так как в своей массе они имели дело с крестьянами. Напомним, именно осенью те же сапожники могли продать свой товар.

Что в имени твоём?

Наиболее яркое отражение традиционные еврейские профессии нашли в фамилиях. Напомним, что до середины XIX века и подавстрийские, и подроссийские евреи не имели собственных фамилий. Когда же власти начали массовую паспортизацию - понадобились и фамилии, в основу которых очень часто закладывалась профессия.

Так появились:

Кравец, Кравцов, Портнов, Портников и Шнайдер (идищ "кравец") - портной.
Сапожников, Сандлер, Шустер и Шумахер - сапожник на иврите, идиш и по немецки соответственно.
Такарь и Токер (идиш "токер") - токарь.
Резник, Резников, Резникович и Кацев (иврит "кацав") — мясник.
Бронфман, Бронфенмахер (от идиш "бранфн" - водка) — изготовитель водки;
как вариант:
Винокур, Гуральник (укр. гуральник) - винокур, тоже изготовитель водки.
Гамарник (идиш "гамэрник") от гамарня - металлоплавильня, кузня. То есть - кузнец.
Пекарь, Беккер, Беккерман (нем. "backer") - пекарь
Ткач, Вебер (нем. "weber") - ткач
Малер (нем. maler) — маляр
Колесников, Колесник , Стельмах (пол. "telmach") — колесный мастер.
Капелюшник - изготовитель капелюхов
Список, естественно, гораздо шире, и этой теме можно посвятить отдельное исследование.

Автор Дмитрий Полюхович

Posts from This Journal by “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую Землю…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Русские пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства евреев…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

  • Мальчик, ты откуда?

    Эту байку рассказывают по-разному. То ли сказка - то ли быль. То ли Губерман ее рассказал первым - то ли кто-то рассказал Губерману. Разное говорят.…

  • Вредные советы для израильтян (а-ля Остер)

    1. Если в вас летят ракеты Хизбаллы или Хамаса, И вокруг звучат сирены, Объявляя вам о том. Не спешите вы в подвалы, И ракеты не сбивайте,…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…