
Еврейские поселение Атарот находилось недалеко от британского аэропорта Каландия, в 11 километрах к северу от Иерусалима , изолированного и окруженного большими арабскими деревнями. Арабы постоянно устраивали нападения на еврейский транспорт, который ехал по единственной дороге в Атарот.
21 декабря 1947 года бойцы бригады "Эцион" атаковали арабский автобус на дороге Рамалла - Латрун. Четверо арабов были убиты в ходе операции. После этого бойцы «Армии Священной войны» (АСВ) и иракские добровольцы поселились в окрестных деревнях, для защиты арабского мирного населения. Но вместе с тем, возросло и количество нападений на евреев в этом районе.
2 марта 1948 года штаб Хаганы издал приказ о проведении операции "Самуил". Предписывалось каждое утро атаковать автобусы, перевозившие арабских рабочих из Рамаллы в Латрун. Цель состояла в том, чтобы дать понять врагу, который атаковал еврейский транспорт у Атарота, что у Хаганы есть "длинная" рука, которая может проникать в арабские районы.
Командиром отряда был Ноам Гроссман. Гроссману был 21 год, он был самым младшим командиром роты в бригаде. После того, как в феврале 1948 года у его роты, при выполнении задач были нарекания со стороны вышестоящих командиров, он стремился доказать свою компетентность.
3 марта 1948 года Гроссман и его люди прибыли в Атарот, и сообщили жителям об операции. Жители Атарота сказали ему об арабских подкреплениях, которые прибыли в близлежащие арабские деревни, и что нет возможности вернуться днем от Вифании до Атарота. Командование Хаганы, так же узнав о прибывших подкреплениях врага, пыталось связаться по рации с Гроссманом и сообщил ему, что ему разрешено отложить операцию по своему усмотрению, но рация отряда сломалось, и сообщение не дошло.
После трехчасового сна, бойцы были разбужены командиром и начали готовится к выходу.
В 2 часа ночи 19 бойцов, во главе с Ноамом Гроссманом ушли из Атарота, оставив там неисправную рацию. Сначала прошли 3 км на север, а затем 3 км на запад , пока они не достигают дороги Рамалла - Латрун, в 7 км к юго-западу от Рамаллы. В 5:00 они начали засаду и стали ожидать арабский автобус.
В 6:40 появился арабский автобус, и отряд открыла огонь по нему. Водитель был ранен, но автобус не остановился, и неясно, был ли ранен или убит кто-то из пассажиров.
При звуке выстрелов бойцы АСВ прибыли из окрестных деревень, взяли под свой контроль окружающие хребты и окружили Гроссмана и его людей. Отряд оказался в окружении сильных арабских сил средь бела дня. Гроссман приказал своим людям быстро отступить к Атароту, но у них не было никаких шансов. Они достигли относительно широкой долины, где были окружены со всех сторон. Только три бойца сумели подняться на хребет к востоку от долины и добраться до Атарота по разным маршрутам, но остальные их товарищи погибли. Согласно арабским источникам, десять бойцов были убиты во время боя и шесть были взяты в плен. Пленных отправили пешком в Рамаллу, но внезапно они упали на землю...
Один из них крикнул: - Граната!, и бросил гранату в арабов, но она не взорвалась. Арабы немедленно убили шестерых пленников.
К вечеру британцы объявили, что они нашли 16 тел бойцов Хаганы в центре Рамаллы. Их отвезли в морг больницы Хадасса на горе Скопус в Иерусалиме. Трудно было идентифицировать их личности из-за того, что все тела были изуродованы.
Одним из шестнадцати бойцов был Натан Перлман, репортер "Коль Маген Хаиври", который стал первым военным репортером, убитым в этой войне.
Все 16 бойцов отряда Гроссмана были перезахоронены на военном кладбище горы Герцля 6 сентября 1951 года.
источник
Journal information