?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Испытанием ЛА (самолёты, вертолёты, БПЛА), различных авиационных систем и авиационного оружия в ВВС занимается Эскадрилья центра испытательных полётов ВВС («Таесет МАНАТ 5601»). Кроме того, в ВВС есть ещё одно испытательное подразделение, т.н. Подразделение испытания ракет, ЙАНАТ (ЙАНАТ-151, «Йехидат Нисуй Тилим»).

Подразделение испытывает и изучает эффективность различных систем наземного базирования, например ЗРК («Хец», «Кела Давид», «Кипат Барзель»). Испытания проводятся как в интересах ВВС, так и различных израильских оборонных компаний («Рафаэль», «Эльбит», IAI, IMI) и МО. По-видимому отсюда испытывали БР серии «Иерихон» и БР LORA. Во время войн и крупных операций, подразделение используется для решения срочных технологических проблем, но подробности на эту тему не публикуются. Есть и испытания во взаимодействии с МАНАТ: ЙАНАТ развёртывает своё оборудование вблизи одного из полигонов и отслеживает поведение в воздухе авиационного оружия, сброшенного ли запущенного самолётом МАНАТ.




Кроме испытаний новых или модернизированных ракет, ЙАНАТ управляет учебно-тренировочными стрельбами ВВС с применением ракет, например ЗРК «Пэтриот», в прошлом и ЗРК «Хок».  ЙАНАТ выполняет задачи и израильского космического центра, именно из Пальмахим на ракете-носителе «Шавит» запускались в космос спутники серии «Офек» («Офек-1» запущен 19.09.88, последний на сегодняшний день «Офек-11» – 13.09.16; из всей серии лишь «Офек-8» был запущен из Индии). Причём Пальмахим – единственный космодром, откуда спутники запускаются на запад, т.е. против направления вращения земли.

Хотя большинство испытаний проводятся из Пальмахим, при необходимости представители ЙАНАТ выезжают на другие полигоны, так например «Хец-2» в прошлом испытывали в США (полигон в Калифорнии, 2004 и 2011 гг.), а сейчас в США запланированы испытания «Хец-3» (на Аляске, полигон в районе города Кадьяк). Системы малой дальности (как например «Кипат Барзель») могут испытываться на других полигонах Израиля, в Негеве.

В ходе испытаний кроме собственно подготовки ракеты к запуску и самого запуска, преследуются две цели: высокий уровень безопасности (Пальмахим находится в густонаселённом центре Израиля) и сбор данных для продолжения разработок данной ракеты. Для отслеживания процесса пуска и далее за слежения за ракетой на траектории, ЙАНАТ имеет в своём распоряжении специальные РЛС и электронно-оптические системы наблюдения.

История ЙАНАТ

Сразу после Шестидневной войны, в июле 1967 г., в районе Нахаль Сорек началось создание испытательного полигона. Работу вела компания «Рафаэль», за текущую эксплуатацию и обслуживание отвечали ВВС, для чего было создано «Подразделение лётных испытаний» («Йехидат Нисуй hа-Тиса», ЙАНАТ). Работать подразделение начало в 1969 г., первые испытания были проведены в 1970 г. В 1972 г. подразделение переименовали (сокращение осталось прежним, но расшифровка изменилась). До 1973 г. подразделение находилось на авиабазе Тель-Ноф, далее перебралось на авиабазу Пальмахим, где и расположен основной полигон подразделения, т.н. «Митвах-82» (в южной части базы). Кстати, когда в 1961 г. Израиль запустил метеорологическую ракету «Шавит-2», её запускали отсюда же, с побережья Пальмахим.

Когда ЙАНАТ создавался в 1967 г., оборудование для него покупалось в разных странах мира: РЛС слежения – в Италии, система безопасности полёта – во Франции, системы телеметрии, системы электропитания и РЛС погоды были израильского производства. Первая ЭВМ была американская, компании IBM, в то время это была одна из двух ЭВМ, имевшихся во всём Израиле.

В начале 90-х гг. подразделение прошло серьёзную модернизацию в свете работ над программой ПРО «Хец».

В 2010 г. ЙАНАТ праздновал 40 лет с момента создания (точнее, с дня первых испытаний), за несколько месяцев до этого был открыт новый центральный зал управления испытаниями («Олям hа-Пикуд»). Новый зал дал подразделению ранее отсутствовавшие возможности, как например отслеживание нескольких ракет параллельно при залповом пуске «Хец». По ряду ссылок ниже (mako за 28.12.09, walla за 01.10.16) есть видео, где видно различное оборудование ЙАНАТ на 2009 и 2016 гг. соответственно.

19.05.13 сайт ВВС сообщал о получении ЙАНАТ новой РЛС слежения «Керен Офек», обладающей повышенной дальностью действия, высокой надёжностью и долговечностью и способной отслеживать несколько целей одновременно. В том же сообщении говорилось, что ранее ЙАНАТ использовал РЛС «Рис» и «Эла».

Кадры и структура

Первым командиром ЙАНАТ был Эли Леви. На сегодняшний день командир ЙАНАТ в звании подполковник. Персонал ЙАНАТ составлял около 100 человек на 2016 г. (+ резервисты). Подразделение состоит из нескольких отделов – технического («Гаф Техни», около 2/3 персонала), инженерного («Гаф hандасат Нисуй», около 1/3 персонала) и небольшого отдела безопасности испытаний («Гаф hа-Бетихут»).

Технический отдел включает техников (обычно они младшие инженеры, «hандасаим») по обслуживанию различного оборудования ЙАНАТ. В отличии от большинства систем ВВС, где обслуживают и эксплуатируют технику разные люди (авиатехники – лётчики, техники систем ПВО – бойцы ПВО), в ЙАНАТ техники сами эксплуатируют системы в ходе испытаний. Инженерный отдел в основном укомплектован выходцами из академического резерва с высшим образованием. Тут математики, физики, инженеры различных специальностей (аэродинамика, электрика, электроника, геофизика и т.п.).

Как инженеры, так и техники проходят внутри ЙАНАТ длительную подготовку, для инженеров она составляла 1-2 года.  И лишь затем они преступали к самостоятельной работе. Как следствие, в подразделении всегда был высок процент сверхсрочников, служащих в ЙАНАТ по много лет.  Немало и резервистов, некоторые из которых служат в подразделении по 40 лет, т.е. почти с момента создания.

Приватизация

Около 3 лет назад ВВС начали процесс приватизации («Эзруах» или «Микур Хуц») ЙАНАТ, т.е. его передаче компании «Рафаэль» (выигравшей в тендере по данному вопросу. Испытания «Хец-3» 19.02.18 стали итоговой проверкой этого процесса. В ходе испытаний работники «Рафаэль» выполнили все необходимые работы с точки зрения техобслуживания, инженерных и оперативных мероприятий.

И вот, 01.03.18 было опубликовано, что на прошедшей неделе процесс приватизации был завершён. Официальная церемония прошла в Пальмахим во вторник, 27.02.18. А официальна квалификация «Рафаэль» была дана ещё раньше, в декабре 2017 г.

Сейчас 80% персонала ЙАНАТ – гражданские работники «Рафаэль», 50% из них ранее сами служили в ЙАНАТ в ходе своей срочной и/или сверхсрочной службы. Приватизация ЙАНАТ выполнялась в рамках 5-летнего плана развития АОИ «Тараш Гедеон». В отличии от других примеров приватизации, ЙАНАТ сохранился в составе ВВС как военное подразделение, командования над ЙАНАТ также осталось в руках ВВС.

Разграничение между военной и гражданской составляющей ЙАНАТ будет следующим: обслуживание полигона и всего его оборудования будет в руках «Рафаэль». И лишь системы связи и передачи данных останутся в руках ВВС. Военные будут также отвечать за вопросы безопасности полётов и испытаний, инженерный анализ результатов испытаний, контроль и различные оперативные действия до и во время испытаний.

Подготовка и проведение испытаний

Подготовка и проведение испытаний занимают месяцы. Очень высока роль вопросов безопасности испытаний, на земле, на воде и в воздухе. Ведь ракета (а также мишень в случае её использования) могут изменить курс в следствии брака производства, ошибки конструирования или поломки. Если же речь идёт о ЗРК или системе ПРО, то после поражения мишени вниз будут падать обломки. Поэтому перед любыми испытаниями проводится инженерный анализ ракеты и мишени, просчитываются возможности что куда полетит в случае сбоя и в случае успешного перехвата. Учитываются также возможности оборудования полигона по слежению за объектами.

Каждое испытание утверждается отделом безопасности подразделения, далее командиром ЙАНАТ, инженерным штабом ВВС, командирами отдела вооружений,  управления технического обеспечения ВВС, оперативного управления ВВС. И наконец – командующим ВВС. Офицером безопасности испытаний обычно назначается полковник резерва, лётчик или штурман, прошедший специальную длительную подготовку.

После определения норм безопасности для данного конкретного испытания и назначения даты и времени испытаний, проводится развёртывание средств слежения. Кроме средств на земле на самом полигоне, системы слежения могут выноситься в другие точки Израиля, развёртываться на кораблях и на самолётах, поднимаемых в воздух вдоль маршрута испытаний. Соответственно развёртываются и системы связи и передачи данных.

Авиакомпании и судоходные компании предупреждаются заранее не находиться в такое-то окно времени в таком-то районе (соответственно меняются коридоры взлёта-посадки с тех или иных аэродромов). Самолёты ВВС подымаются в воздух и проверяют чистоту зоны испытаний. Нередко правила нарушают мелкие рыболовецкие суда, в некоторых случаях на них приходится подавать жалобы в полицию.

За несколько минут до начала временного окна, штаб испытаний начинает запрашивать и получать «зелёный свет» от различных инстанций, что всё чисто. И лишь затем проводятся сами испытания. В ходе испытаний офицер безопасности отслеживает процесс и готов в любой момент послать на ракету команду на самоуничтожение. Никто в зале управления ЙАНАТ не имеет права приказать офицеру безопасности сделать это или наоборот, не делать этого.

Несмотря на всё вышесказанное, бывают и срочные испытания, организация которых берёт считанные дни. Но это случается редко. Да и вообще, число испытаний в год не велико.


Старый (до 2010 г.) зал управления ЙАНАТ.


Старый (до 2010 г.) зал управления ЙАНАТ.


Современный зал управления ЙАНАТ.


Пульт управления уничтожением ракеты в случае поломки.












[источники]
Ссылки:

  1. ЙАНАТ, статья Википедии.


  2. База ВВС Пальмахим, статья Википедии.


  3. ЙАНАТ, статья на сайте ВВС.


  4. Приватизировано подразделение испытания ракет, сайт ВВС, 01.03.18.


  5. Выше и дальше: успешно завершены испытания ракеты «Хец», сайт ВВС, 19.02.18.


  6. ЙАНАТ представляет: за кулисами перехвата системы «Хец», walla, 01.10.16.


  7. Кто люди, стоящие за «Кипат Барзель» и системой ПРО, maariv, 05.09.13.


  8. Выше, безопаснее: новая РЛС ЙАНАТ, сайт ВВС, 19.05.13.


  9. Взгляд на «Офек», сайт ВВС, 22.06.11.


  10. Испытываем уже 40 лет, сайт ВВС, 05.10.10.


  11. Взгляд на секретную ракетную базу АОИ, mako, 28.12.09.


  12. ЙАНАТ идёт в поле, журнал ВВС, #167(268), 27.02.06.


  13. ЙАНАТ и его борьба с рыбаками, журнал ВВС, #124(225), 01.12.98.

  14. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/125346.html

Posts from This Journal by “Цахаль” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…